Церковь Вознесения Господня д. Тешилово


Местная религиозная организация православный Приход храма Вознесения Господня д. Тешилово Конаковского района Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Реквизиты для пожертвования:

Наименование: Местная религиозная организация православный Приход храма Вознесения Господня д.Тешилово Конаковского района Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
Почтовый адрес: 171270, Тверская область, Конаковский район, пгт. Новозавидово д. Тешилово 52/1
Тел. +7-962-241-70-19
Реквизиты:
ИНН 69110194
КПП 694901001
р/с 40703810763230100144
к/с 30101810700000000679
БИК 042809679
(Д/О) №8607/0172 в п. Новозавидовский Тверское ОСБ № 8607 г.Тверь

 

Схема проезда к Храму.

Адрес: 171270, Тверская обл., Конаковский р-он, п. Новозавидовский, д. Тешилово, д. 52/1

К храму можно проехать на маршрутке которая ходит Канцово- п.Новозавидовский с остановки в п.Мокшино до д.Мирный а потом пешком.

От станции Завидово на маршрутке до остановки д.Тешилово, а дальше пешком.

Деревня Тешилово, в которой до 1930-х годов существовал Вознесенский храм, относится к числу населенных пунктов Тверской области, осованных еще в средневековье. Наиболее ранняя (из известных нам) фиксация Тепилово в документах относится к первой половине XVI века. Согласно Писцовой книге 1539/40 г., в этот период деревня принадлежала стрельцу Семену Онцыфоровичу. Судя по тому, что в Тешилово располагался «двор боярской», есть основание полагать, что Семен Онцыфорович был далеко не рядовым стрельцом.

Следующая по времени опись-Дозорная книга 1551-54 гг.-вновь отмечает Семена Онцыфоровича в качестве владельца Тешилова и указывает, что «Сена (Семен Онцыфорович-А.С., М.С.) служит царю и великому князю» (прил. 1а). Грамоту на владение Тешиловом и еще пятью деревнями Семен Онцыфорович получил от Василия III (годы правления 1505-1533) В этот период он, по всей видимости, относился к числу стрелецких начальников. Вышеуказанный статус Семен Онцыфорович сохранил, вероятно, и во времена Ивана Грозного, однако если в 1539-40 годы во всех принадлежавших стрельцу деревнях жили люди, то в первой половине 1550-х годов Дозорная книга фиксирует ряд его деревень в качестве «пустых», т.е. не имеющих жителей (прил. 1a). Отметим также, что в 1550-е годы Семену Онцыфоровичу принадлежала только часть Тешилова. Вторым владельцем (совладельцем) деревни то время была Марфа Кузминична Колягина (прил. 1 а).

Содержащаяся в Писцовой и дозорной книгах XVI столетия информация позволяет допускать существование деревни Тешило в XVI веке, но и в более раннее время, в тот период, когда эти земли входили в состав Тверского княжества. Тогда же, по-видимому, здесь была выстроена деревянная Никольская церковь, хотя изначально как сам храм, так и дворы причта могли находиться несколько в стороне от деревни, поскольку были связаны с кладбищем. Со временем, расположенный рядом с деревней погост, по всей видимости, стали считать неотъемлемой частью находящегося неподалеку населенного пункта. В результате деревня получила двойное наименование: «Николо-Тешилово», «Николо-Тешиловский погост» или «Никольский погост, что в Тешилове». Заметим, что в средневековье термин «погост» нередко применяли к центрам административно-территориальных округов, в котором обязательно существовал храм. Этой функцией мог быть наделен и Николо-Тешиловский погост. Подобная версия имеет право на существование еще и потому, что в первой половине-середине XVI века Тешилово по сути дела являлось центральной деревней во владениях Семена Онцыфоровича.

О деревянной церкви Николая чудотворца сообщают источники XVIII века, однако, вряд ли в этих документах идет речь о первоначальном храме, сооруженном в глубоком средневековье. Как правило, деревянные постройки XIV-XV веков не доживали до петровского времени. И поэтому опись 1706 года, скорее всего, зафиксировала далеко не первую деревянную Никольскую церковь. С большой долей уверенности можно, правда, утверждать, что отмеченный источником начала XVIII века храм имел одноименного предшественника, который, по всей видимости, находился на том же самом месте (или совсем рядом), где в 1706 году была зафиксирована последняя по времени деревянная Никольская церковь Николо-Тешиловского погоста. Эта постройка в первой половине — середине XVIII столетия могла быть реконструирована. Косвенно об этом свидетельствуют два храмовых колокола , отлитых для деревянной Тешиловской церкви в 1722 и 1753 годах.

Допускаем, что Смута начала XVII века привела к запустению деревни Тешилово, и такое положение вещей сохранялось достаточно долго. К примеру, еще в 1771 оду Тешилово являлось « пустошью », которая принадлежала Марку Марковичу Лосеву и Ивану Федоровичу Микулину ( прил . 1 ), Тешиловские земли использовались ими под пашню и покосы . В состав их владений входили и лесные угодья ( прил . 1 ). В самом Тешилове в этот период никто не жил. Зато рядом, при Никольской церкви, находились дома « священнослужителей и церковнослужителей » . Общая территория их дворов составляла в 1771 году 1 десятину и 964 сажени . Причт имел пашенные земли ( 61 десяти- а 1251 сажень ), сенные покосы ( 14 десятин 2000 сажень ). Церковнослужителям принадлежал также и лес, площадь которого составляла 52 десятины и 120 сажень. Часть земель погоста (2 десятины и 773 сажени) относилась к числу « неудобных » (прил .1).

Со временем число тешиловских помещиков увеличилось. Достаточно крупным в последней четверти — конце XVIII века бы л и состав Никольского причта , который включал двух священников, дьякона, двух дьячков и двух пономарей (прил . 2). В этот период церковные ведомости помимо основного Никольского храма фиксируют при нем придел во имя Архангела Михаила (прил . 2).

Рост благосостояния тешиловских вотчинников стал, безусловно, следствием тех вольностей, что даровала в 1785 году Екатерина II российскому дворянству. Будучи избавленными от уплаты податей и обязательной службы дворяне начали выходить в отставку и обустраивать свои многочисленные земельные наделы, расположенные далеко за приделами столиц. Всё это не могло не сказаться на жизни сельского клира, поскольку в конце XVIII начале XIX века наряду с увеличением числа загородных усадеб , по инициативе и на средства дворян в сельской местности началось масштабное строительство новых, как правило, каменных церквей . Один из таких храмов в начале XIX века заложили на территории Николо-Тешиловского погоста.

Согласно краткой истории тешиловской церкви, изложенной в 1918 году ее последним священником С.И.Мазуровым, строительство каменного ( Кирпичного на белокаменном цоколе ) храма началось здесь в 1801 и закончилось в 1818 году (прил . 19). Основной престол новой церкви в отличие от деревянного храма-предшественника не стали посвящать Николаю чудотворцу. В каменной церкви его освятили во имя Вознесения Господня. Однако в память о просуществовавшем несколько столетий Никольском храме, а также « малом » Архангельском приделе в новой Вознесенской церкви устроили два престола : Никольский и Архангельский.

Вновь возведенное здание (ил.4,5) стилистически было ориентировано на утверждавшийся в тот период классицизм, однако в его архитектуре присутствовали черты, свойственные более раннему зодчеству эпохи барокко Некоторая динамика в решении его объемных компонентов, позднебарочные элементы в декоре (к примеру, подоконные фартуки — ил . 6) свидетельствовали о достаточно тесной связи тешиловского храма с теми архитектурными тенденциями, что были свойственны национальному ( по большей части провинциальному ) зодчеству до появления серии типовых классицистических проектов, выполненных на рубеже первого и второго десятилетий ХХ века К.И.Росси.

Удивительным образом архитектура Вознесенского храма совпала с внешним обликом Владимирской церкви в Твери, выстроенной в 1793-1806 годах. Близость в деталях позволяет предполагать, что автором этих храмов тот же человек. Им вполне мог быть тверской губернский архитектор Андрей Трофимов . Находясь в этой должности с 1788 по 1811 год , он неоднократно проектировал культовые постройки в Твери и губернии. Отмеченный выше компромиссный характер архитектуры Вознесенской церкви в Тешилово ( и соответственно Владимирской в Твери ), как нельзя лучше иллюстрирует творческую манеру автора, работавшего в период постепенного отхода от прежней, барочной традиции.

Завершенный в начале ХХ века Владимирский храм, стал украшением губернского города и вполне возможно, что неоднократно бывавшие в Твери (она значительно ближе к Тешилову, чем Москва) представители тешилоского причта, а также состоятельные прихожане тешиловской церкви пожелали подобный храм выстроить у себя на территории Николо-Тешиловского погоста. Поэтому можно предположить, что А.Трофимов вторично продал выполненный в начале 1790 — х годов проект. Вероятно, в этом случае тешиловскому приходу он обошелся дешевле, чем заказчикам Владимирского храма в Твери. Заметим, что проект Вознесенской церкви (или копия с проекта Владимирского храма) долгое время хранился в ризнице тешиловской церкви ( прил . 7 ).

Обе церкви визуально чрезвычайно близки. Даже характер декорировки основного объема в обоих случаях за небольшим исключением отличается подчеркнутым единообразием. Поэтому, используя метод комплексного источниковедения, при подготовке проекта воссоздания Вознесенского храма следует взаимоувязать данные различных источников, фиксирующих архитектурные формы обоих храмов. В этой связи описание тешиловской церкви ( прил . I 1 ), а также относящиеся к ней чертежи и фотографии ( ил . 4-6 ), могут быть дополнены иллюстрациями, отражающими архитектуру Владимирского храма ( ил . 8-10 ). Не менее важным подспорьем в деле реконструкции Вознесенской церкви выступают аналоги хронологически и типологически близких церквей, подчас в деталях передающих объемно-пространственные, фасадные, планиграфические, конструктивные и декоративные особенности культовых сооружений начала — первой трети ХХ века ( ил . 11-18 ). И не только основного храмового объема, но и главной доминанты комплекса колокольни ( ил . 19-26 ).

К середине 1810-х годов строительство Вознесенского храма в Тешилово было в основном завершено. Во второй половине 10-х годов ХХ века активно велись интерьерные работы. Так, к примеру, в 1817-1818 годах в основном объеме был вызолочен иконостас (прил .3).

В 1821 году Вознесенская церковь обрела свой наиболее крупный колокол. Этот колокол, весом 200 пудов и 28 фунтов, был отлит в Москве на за воде Никиты Самгина мастером Акимом Воробьевым (прил.11). Правда, неизвестно, сразу ли его повесили на колокольню, поскольку в конце 1820-х последняя была «еще не совсем окончена» (прил.5a) Завершили храмовую 23 доминанту только в 1832 году.

В июле 1824 года тешиловский храм пострадал от попавшей в него молнии. В результате « громоваго удара» внутри церкви «разбило висящее паникадило, на иконостасе во многих местах опалило золото и стеклы во всей почти церкви вышибло; снаружи железная крыша кроме трапезной на всей церкви почти обгорела и провалилась » (при.5). Ремонтные работы заняли почти год, и в мае 1825 года храм был подготовлен к освящению.

В 1848 году церковь была расписана. «Письмом живописным» украсили не только основной объем, но и трапезную.

В середине 1840-х годов, в период строительства железной дороги между Москвой и Петербургом , в 125 саженях от Вознесенского храма , т.е. на церковной земле , одним из жандармских офицеров был открыт питейный дом. Пока шло строительство дороги, церковнослужители мирились с таким соседством, однако после того, как она была окончена, тешиловский причт стал настойчиво просить о снесении «шторной лавочки ». В 1852 году просьба их была удовлетворена (прил.8).

Вторая половина 1860-х годов ознаменовалась кардинальной реконструкцией западной части храма. Вызвано это было, вероятно, увеличением числа прихожан.

Проект расширения трапезной был выполнен в 1867 году (прил.19) Правда, в следующем году, при рассмотрении чертежа в Духовной консистории Дмитровский епископ Леонид обратил внимание на то, что на проекте новой трапезной печь размещена слишком близко к жертвеннику. Поэтому проектное предложение было скорректировано, и печь перенесли на другую сторону от жертвенника (прил.10). На рубеже 1860-х-1870-х годов первоначальная, по-видимому, небольшая по размерам трапезная была «отломана » от основного объема и на её месте выстроена «более обширная » трапезная «палата». В 1880 году последнюю расписали. Не исключено, что в тот же период (1870-е-1880- e гг.) вокруг церкви была выстроена каменная ограда с воротами . Эту церковную ограду можно видеть на фотоснимках 1-й половины ХХ века (ил,4,5).

В 1882 году у Вознесенского храма появилась наружная роспись. В этом году над западным входом в церковь был написан « Бог Садов вверху, а по сторонам Архангел Михаил и Святитель Николай». В свою очередь южный вход в 1882 году украсила «картина Вознесение Господня».

В 1910 году принимается решение вновь обновить Вознесенскую церковь. Изначально предполагалось расширить арку и некоторые окна в самом храме (прил.17), однако позже набор работ увеличился. Церковь оштукатурили и выкрасили, а также заменили кровлю на куполах. Внутри храма вместо чугунного пола появилось покрытие из метлахских плиток. Тогда же был произведен ремонт иконостаса, сделан новый престол и написаны иконы. Эти работы, по всей видимости, стали последним крупным мероприятием подобного рода, проведенным на тешиловской церкви до 1917 года.

Выявленные в различных архивах и хранилищах документы позволяют говорить о том, что свои собственные дома церковнослужители Николо — Тешиловского погоста имели издавна. По крайней мере, их фиксируют источники, относящиеся к первой четверти ХХ века и к более позднему времени. Располагались они вне храмовой ограды , но рядом с ней. В непосредственной близости от церкви находились, вероятно, лавки, лабазы и церковные сторожки. О том, как могли быть размещены все эти сооружения на церковной земле, свидетельствуют помещенные в настоящую работу аналоги планов церковных территорий ( ил . 28-32 ). Анализ большого количества источников, позволяет говорить о том, что каких-либо канонов в размещении построек на территории церковного двора, не существовало. Основным аргументом в данном вопросе являлась целесообразность и нередко рельеф местности.

В 1914 году, буквально через несколько дней после вступления России в Первую мировую войну, церковный причт принял решение вместо двух старых церковных сторожек и свободного церковного лабаза выстроить достаточно крупный по размерам церковный дом, « для двух сторожей, регента и ночевку прихожан под воскресенья, праздничныя и великопостныя дни»(прил.18,ил.7).

В конце XIX — начале ХХ вв. церковный причт неоднократно сдавал часть своей церковной земли в аренду. Так , например, с 1896 года купцами м.Ф.Мельниковым и П.М. Мотовым был арендован значительный по площади участок церковной земли южнее кладбищенской ограды под строительство парового лесопильного завода и мельницы (прил.12).

На следующий под участок площадью 225 квадратных сажен получил в аренду для постройки «дома с лавкой для колониальной торговли, лабаза. сарая и погреба» крестьянин деревни Савина Н.В.Семенов (прил.13). Отсутствие конфликтов между хозяевами и арендаторами позволяло по истечении срока договора продлевать аренду. Так и произошло с крестьянином Семеновым, договор на аренду с которым в 1909 году был продлен до 1922 года (прил.16). Вполне возможно, что в первые советские годы эти договоренности продолжали действовать, поскольку в начале 1920-х годов храм продолжал жить обычной церковной жизнью (прил.22), но к началу 1930-х годов государство встало на путь закрытия храмов и преследования духовенства. В полной мере это коснулось и Вознесенской церкви в Тешилово, которая в 1936 году была разобрана.

  1. Церковь, в Николо — Тешиловском погосте, Клинскаго уезда, настоящая основана во имя Вознесения Господа нашего Иисуса Христа, а трапезная во имя Архангела Михаила придел на правой стороне и Святителя Николая на левой
  2. Церковь одна.
  3. Достоверно неизвестно, когда и в каком поду церковь основана, что она существовала ранее семнадцатого столетия, так как опись имущества составлена в 1706 году.
  4. Каменная в настоящее время, прежде была деревянная.
  5. Храмоздатели как деревянной, так и каменной построенной в 1818 году не известны. В 1869 году при распространении трапезной церкви храмоздатель Алексей Борисов — Раев, крестьянин деревни Городка Владимирской губернии и уезда.
  6. Церковь находится при погосте отдельно от селений, на ровном месте близ реки Шоши, при ручье Никольском, впадающем в р. Шошу.
  7. Деревянная старинная церковь во имя Святителя Николая, по ветхости уничтожена и построена каменная, настоящая холодная и трапезная теплая, но сия последняя по тесноте отломана от настоящей и пристроена более обширная с 1869-гo года, а к 1871 году была окончена.
  8. Событий никаких не было.
  9. Церковь с пристроенной трапезной и папертию изображает крест, и церковь одноэтажная.
  10. Алтарь церкви настоящей с одним полукружием, а в трапезной в приделе с правой стороны закругления алтаря с одной правой стороны, а в левом алтаре с одной левой.
  11. Церковь в вышину около 70 аршин (49,7м), в длину в совокупности с трапезной и папертью 76 аршин (50 м); в ширину настоящая 30 аршин (21,3 м), а трапезная в ширину 48 аршин (34 м).
  12. Уклонение алтаря заметно к югу.
  13. Вся церковь, как настоящая, так и трапезная по цоколь основана на белом камне, а остальная кладка вся из кирпича.
  14. Все стены выкладены сплошной кладкой кирпича. Кирпич обыкновенный тонкий собственнаго завода от 12-ти до 15 фунтов, обожженный. Стены сохранились в своем виде, проходов в стенах нет. Связи в стенах и арках железные.
  15. Наружныя стены гладкия оштукатурены известью. На стенах есть лопатки выдающиеся; колонны есть на всех верхних окнах, по две на каждом. Есть квадратныя углубления небольшия. Колонны большия внизу северной стороны холодной церкви при входе на паперть.
  16. Карниз крут всей церкви сделан из камня в виде поясков, на паперти карниз четвероугольником в два ряда.
  17. Над карнизом есть местами четвероугольнички в два ряда.
  18. Кровля на сводах церкви шатровая на все четыре стороны покрыта железом, выкрашена медянкой; подзоры есть из железа. Кровля на настоящей церкви старая, а на трапезной новая покрытая в 1871 году. Крыша местами на настоящей есть в два ряда.
  19. Фонари на сводах с пролетами, сквозныя , выходящия из кружал. На фонаре есть предглавие восьмигранное. Шея гладкая без украшений. Под шеей над предглавием карниз с поясками; предглавие состоит из мнимых темных окон.
  20. Пять глав на церкви, из них большая находится над центром настоящей церкви, а остальныя четыре размещены по углам оной. Покрыть железом, окрашены синей краской; средняя глава украшена звездами вызолоченными чрез огонь.
  21. На главах кресты железные осьмиконечные. Цепей на оных нет; на вершине креста ничего нет. Ниже креста есть вызолоченное через огонь яблоко.
  22. Окна широкия продолговатыя вверху сведенныя полукружением. В трапезной и в настоящей в верху в фонарях таковыя же, церковь четвероугольныя; помещенные над цеколем. В лтаре настоящей 7-мь окон в один свет. В приделах трапезной по одному окну в три света С перемычкам дугообразными и с прямыми. Наличники у окон валиками с гранями, отливы имеют внутрь несколько отвальныя. Решетки железныя в настоящей витыя крестами, а в трапезной прямолинейныя. Ставин нет, оконниц тоже.
  23. Трое дверей — на запад, на юг и север; двери наружных железныя, окрашены синей краской, вид их вверху закругленный, а на запад прамыя, без наличников. Петли на дверях простыя обыкновенныя крюк и кованая из железа петля.
  24. Особых входов в церковь нет.
  25. Паперть устроена с одной западной стороны, но пред папертию устроена открытая площадка, каковыя площадки устроены с южной стороны при входе в настоящую церковь. Вставных камней с надписью нет.
  26. Церковь внутри если принять алтарь настоящей и обе церкви и трапезную, то будет крестообразно, а если каждую отдельно, то квадратной палаты будет вид. Алтарь от храма отделяется иконостасом: примыкающий к двум столбам. В настоящей один придел, а трапезе два. Особых приделов в трапезе нет. Трапезная церковь отделяется от настоящей стеною с пролетом круглой арки.
  27. Своды в настоящей церкви котловыя для сквознаго фонаря, а в трапезной приложенныя к двум столбам колокольни и к стене настоящей церкви, разделяющиемя арками на ровныя части.
  28. В настоящей среди церкви два столба, а два столба в алтаре, к которым примыкает иконостас; в трапезной церкви тоже два столба при входе с паперти, но эти два столба — столбы колокольни, которая имеет быть по разпространению над трапезой. Столбы четвероугольные с корнизами: решеток, лавок нет.
  29. На стенах лепных украшений нет, над арками резбы и позолоты нет. В алтаре в левом приделе в стене есть впадина для помещения ризницы в правой стороне, а в левой для жеровни. На западной стороне церкви есть лавки деревянныя для сидения
  30. Пол одинаковый в алтаре и храме. Пол чугунный, плитами рупчатыми во всем храме настоящей церкви, а в трапезной церкви деревянный во всех частях храма.
  31. Алтарь в настоящей церкви троечастный, разделенный пролетными арками, в правом предалтарии ризница, а в левом жертвенник. В алтаре своды сквозными фонарями, над престолом свод лежит на столбах. Окон в алтаре и предатарии сем — три на горнем месте и по два в предалтариях. Помост в алтаре возвышен на одну ступень в настоящей, а в трапезной на две ступени. Алтарь изменен не был.
  32. Престолы деревянныя. Возвышения их помоста алтаря нет. Ширина и длина престола настоящей холодной церкви 1 аршин и 10 вершков (115,5см), а вышина 1 аршин и 6 вершков (98см); в приделах престолы — ширина 1 аршин и 4 вершка (88,5см), вышина и длиа 1 аршин 6 вершков (98 см). Листами меди и серебра не обложены, надписей нет.
  33. Сень есть над престолом, устроена на деревянных столбах резная из дерева, верх ея резной шатровый, над сеню сделана резная чаша. Надписей нет.
  34. Горнее место устроено на открытом месте, в полу кругом выдающагося алтаря, под полукруглым сводом. Сени над ним нет.
  35. Каменных лавок нет в алтаре.
  36. Жертвенник утроен в особом северном предалтарии, а в приделах в одоном с престолами: поставлены на открытом месте, в правом приделе часть жертвенника углублена в стену. Все они деревянныя. Вышина жертвенника настоящей церкви 1 аршин 6 вершков (98см), ширина и длина 1 аршин 8 вершков (106,5см); в приделах жертвенники ширины и длины 1 аршин 1,5 вершка (78см), а вышины 1 аршин 6 вершков (98cм).
  37. Иконостас новаго устройства с колоннами, сделан из дерева с резбой и карнизом. Резба помещена на золотом поле, изображает виноград цветы и листья. Колонны в настоящей и в правом приделе трапезной сделаны из меди — гладки, высеребренныя и каждая колонна весит 1 пуд 5 фунтов, а в левом приделе и против арки в настоящую, деревянныя резныя. Иконостас окрашен в настоящей под красное дерево, а в трапезной на золотом поле. Иконостас имеет три яруса. Над царскими дверьми в настоящей, или лучше сказать, над солеей имеет 6 — ть ярусов, которыя походят до купола средней главы. Царския врата полукруглыe из двух створов, с наложенною резбой, по сторонам их колонны; над ними резное сияние. Форма верхушек царксих врат обратно полукруглая.
  38. Солея устроена как в настоящей, так и трапезной пред всем иконостасом от северной стороны до южной, в настоящей чугунная, а в трапезной деревянная, выше она от помоста храма на одну ступень, а в трапезной на две, решеткой не отделяется.
  39. Амвоны есть. В настоящей чугунный и выше солеи на одну ступень. Сени над амвоном нет, она устроена над солеен против царских врат полукруглой пирамидой.
  40. Клиросы устроены по правую и левую сторону амвона, непосредственно примыкающие к солеи. Особых украшении в клиросах нет. В трапезной церкви пред четыремя клиросами стоят резныя на золотом поле два, а два окрашены под арех.
  41. Места царскаго нет.
  42. Святительскаго места нет.
  43. Настоятельскаго места нет.
  44. Кафедры в церкви нет.
  45. Хор в церкви нет.
  46. Памятников в церкви нет.
  47. Раки Св. мощей нет.
  48. При входах в церковь звонницы нет.
  49. В церкви печей нет, они устроены внизу церкви — духовыя.
  50. Колокольня построена после церкви, в 1832 году, на четырех гранных столбах, из трех ярусов, постепенно суживающихся, каждый ярус с четырмя сквозными пролетами и двумя колоннами и карнизом после каждаго яруса, высеченным из камня поясками и четвероугольничками. Кладка колокольни из кирпича и камня. По разпространении церкви, два столба колокольни находят с внутри церкви, а половина 1 — го яруса колокольни под крышей церкви.
  51. На колокольне всех колоколов 7 — м, из них Большой колокол 1821 года 15 февраля; 2-й 1753 года; 3-й колокол 1722 года. Надпись перваго колокола: «вылит сей колокол Моск. Губ. Клинскаго уезда в погост Николаевский, что в Тешилове при Священниках Петре Михаилове и Иоанне Федорове иждивением доброхотных дателей. Весу 200 туд 28 фунтов в Москве на заводе Никиты Самгина, лил мастер Аким Воробьев». Надпись 2-го колокола: «Вылит сей колокол в Клинский уезд в Павловский стан к церкви Николая Чудотворца что в Тешилове при священнике Михаиле Иванове Г-не Оглоблине тщанием Тверскаго уезда д. Добрина крестьянина Михаила Артамонова Г-на Гусева, весу 35 пуд и 8 фунтов. Мастер Федор Богданов». Надпись на 3-м колоколе: «В 8-м месяце 1722 года колокол Клинскаго уезда церкви Николая Чудотворца в Тешилове на церковные деньги и вкладчиковы, Григорья Семенова, Бориса Иванова, весу 19 пуд и 33 фунта при попе Федоре Архипове. Остальныя четыре колокола без надписи. Все очень маленькия – подзвонки.
  52. Стены церковным расписаны письмом живописным. На западной ее стене записано 1848 года; но как трапезная церковь уничтожена с живописию сего года, а выстроена новая, в которой живопись произведена в 1880 году, а в настоящей возобновлена сего же года. На стенах изображений Русских Великих князей и царей нет. На стене снаружи, на западной стороне при всходе на площадку есть изображение — Бог Саваов вверху, а по сторонам Архангел Михаил и Святитель Николай; затем на южной стороне при входе в настоящую церковь есть изображение на Вознесение Господня, написанная в 1882 году.
  53. В иконостасе, на стенах ризницы нет икон стараго письма.
  54. Чудотворных икон явленных и почему либо мнению чтимых икон нет.
  55. Древних икон нет.
  56. Ветхих икон нет.
  57. Нет.
  58. Нет.
  59. Нет.
  60. Нет. Ковчег есть в ризнице оловянный, какао года неизвестно, из описи церковнаго имущества видно, что он был в 1700-х годах, потому что опись сохранилась этих годов.
  61. Нет.
  62. Иконостасов нет старинных походных.
  63. Знамен нет.
  64. Нет.
  65. Синодик в церкви есть с 1869-го года.
  66. Статуй нет.
  67. Предметов еще кроме вошедших в метрику нет.
  68. Церковь и ворота помещены не были ни в какия журналы.
  69. Интересных памятников нет.
  70. Печатнаго описания церкви нет.
  71. Церковь позднейших времен, особеннаго интереса не представляет.
  72. Церковь имеет сходство с церковно в губернском городе Твери, Владимирской Божией Матери, на Миллионной улице.
  73. (1). Священник, Московской Губернии, Николо-Тешиловскагo погоста, Клинскаго уезда, Вознесенской церкви, Георгий Петров Богданов.
  74. (2). В Вифанской Духовной Семинарии, — близ Троице-Сергиевой Лавры. Сергиевскаго посада Московской Губернии.
  75. (3). От роду 45 лет, священствует 22-й год.
  76. (4). Составлена сия метрика 1887 года Генваря месяца.

1918 года Мая 15-го числа исполнилось ровно 100 лет со дня окончания приходского главного храма во имя Вознесения Господня, что в погосте Николо-Тешиловском, Клинского уезда, Московской постройки и освящения Епархии.

До построения храма, который первоначально был деревянный, «Тешиловом» называлась пустошь местность сплошь лесистая, которая вследствии существующей в сей местности многоводной и рыбной реки Шоши и болот — очень благоприятствовала охоте, почему, как свидетельствуют сторожилы, и получила название «Тешилово» от сочетания слов «Тешил — лов». Охота, по преданию, принадлежала Тверским князьям, которым данное название пустоши и приписывается.

До построения каменного храма в погосте Николо-Тешиловском первоначально был храм деревянный — однопристольный во имя Св. и Чуд. Николая, о чем свидетельствуют некоторые сохранившиеся церковные документы, по которым церковь именовалась «Николаевской что в Тешилове» когда и кем построен деревянный храм, точно неизвестно, но во всяком случае в конце 17-го столетия. Из Св. Икон находившихся в деревянном храме сохранились две: Спаса Нерухотвореннаго и Божьей Матери, именуемой «Троеручица» — обе находились в трапезной церкви.

Деревянный храм существовал до 1806 года, в том же году был разобран и часть его послужило материалом к сооружению часовни находившейся в центре погоста. Закладка и постройка каменного храма с стремя престолами: 1) во имя Вознесения Господня, 2) с правой стороны, во имя Архистратига Михаила и 3) с левой стороны во имя Святителя Николая — началась производиться в 1801 году закончилась освящением 1818 года Мая 15 числа. Такая медленность постройки объясняется недостаточностью церковно-кошельковых средств, что подтверждается приговором прихожан об изыскании средств (далее неразборчиво) сумм церкви села Спас-Заулок (1804 г.февр.8) и частию получались от продажи на сторону кирпича, разрабатывавшагося из церковной земли.

Прошло 50 лет после построения каменного храма. Народонаселение прихода значительно увеличилось в особенности со времени проведения Николаевской железной дороги. Теплый трапезный храм оказался невместительным. У прихожан возникла мысль: распространить теплый храм.

В 1867 году согласно выработанному плану Епархиальным начальством было дано благословение на работы по распространению храма, которые было окончены в 1871 году. Главным распорядителем в работах по расширению трапезнаго храма был церковный староста покойный Иван Косьмич Буланов.

Настоящая, во имя Вознесения Господня, холодная церковь и колокольня сохранили свой первоначальный внешний вид до настоящаго времени.

Внутренний вид храма до 1911 гола производил приятное для глаз впечатление своим оригинальным устройством иконостаса; так: над царскими вратами была устроена сень, имевшая выпукло-круглую форму в виде шапки Мономаха. Не менее приятное впечатление производили и металлические колонны при малиновым (неразборчиво) иконостаса. Массивные столбы на которых помещается обширный открытый средний купол и чугунный пол в общем тоже приятно гармонировал с об (…)рностью храма.

К сожалению, с одной стороны от времени, с другой — от сырости, иконостас Св. Престол и Св. Иконы пришли в ветхость. Кроме сего и чугунный пол для причина такого холода молящихся представлял ужасный холод для ног: заключалось в том, что чугунные плиты лежали на каменном щебне, который всегда пребывал мерзлым.

В 1911 году в бытность церковным старостою Петра Петровича Котова, был произведен капитальный ремонт. Так престол стоявший около 90 лет с разрешения Епархиальнаго Начальства был сожжен 14-го сентября. Новый престол устроен из дубового, доска из кипарисового. За ветхостью иконостаса был устроен новый из соснового дерева, весь золоченый мастером П.А. Сизовым за 9000 p — 16 металлических колонн к иконостасу были вызолочены мастером И.И. Рындиным за 1440 руб. Иконы для иконостасы были выполнены живописцами: Н.М. Львовым и Г.М. Бабичем за 1800 руб .. Пол во всем холодном храме был переустроен и выстлан метлахскими плитками. Снаружи храм был отштукатурен и выкрашен, а купола покрыты алюминием. Всех работ было произведено на сумму 20000 руб. при наличии церковных всего 8000 руб. Все устроено на средства благотворителей. Главным и щедрым благотворителем был церковный староста п.п. Котов. Чин освящения храма, престола и иконостаса совершен был 23 октября 1911 года Преосвященным Анастасием Епископом Серпуховским.

Как внутренним, так внешним своим видом Николо-Тешиловский храм изводит на зрителя прекрасные впечатления: пятиглавый величественный, привлекательной архитектурой, окруженный каменной оградой.

Кто видел храм в городе Твери во имя Владимирской Божье Матери, тот заметит, что точно такой же архитектуры и храм Вознесения Господня, что в погосте Николо-Тешиловском.


Настоятель: Иерей Александр Сопига

Штатные священники: не указано

Святыни:


4010

Последние новости храма

Все новости храма