Церковь Вознесения Господня д. Тешилово
Местная религиозная организация православный Приход храма Вознесения Господня д. Тешилово Конаковского района Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
Реквизиты для пожертвования:
Наименование: Местная религиозная организация православный Приход храма Вознесения Господня д.Тешилово Конаковского района Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
Почтовый адрес: 171270, Тверская область, Конаковский район, пгт. Новозавидово д. Тешилово 52/1
Тел. +7-962-241-70-19
Реквизиты:
ИНН 69110194
КПП 694901001
р/с 40703810763230100144
к/с 30101810700000000679
БИК 042809679
(Д/О) №8607/0172 в п. Новозавидовский Тверское ОСБ № 8607 г.Тверь
Схема проезда к Храму.
Адрес: 171270, Тверская обл., Конаковский р-он, п. Новозавидовский, д. Тешилово, д. 52/1
К храму можно проехать на маршрутке которая ходит Канцово- п.Новозавидовский с остановки в п.Мокшино до д.Мирный а потом пешком.
От станции Завидово на маршрутке до остановки д.Тешилово, а дальше пешком.
Деревня Тешилово, в которой до 1930-х годов существовал Вознесенский храм, относится к числу населенных пунктов Тверской области, осованных еще в средневековье. Наиболее ранняя (из известных нам) фиксация Тепилово в документах относится к первой половине XVI века. Согласно Писцовой книге 1539/40 г., в этот период деревня принадлежала стрельцу Семену Онцыфоровичу. Судя по тому, что в Тешилово располагался «двор боярской», есть основание полагать, что Семен Онцыфорович был далеко не рядовым стрельцом.
Следующая по времени опись-Дозорная книга 1551-54 гг.-вновь отмечает Семена Онцыфоровича в качестве владельца Тешилова и указывает, что «Сена (Семен Онцыфорович-А.С., М.С.) служит царю и великому князю» (прил. 1а). Грамоту на владение Тешиловом и еще пятью деревнями Семен Онцыфорович получил от Василия III (годы правления 1505-1533) В этот период он, по всей видимости, относился к числу стрелецких начальников. Вышеуказанный статус Семен Онцыфорович сохранил, вероятно, и во времена Ивана Грозного, однако если в 1539-40 годы во всех принадлежавших стрельцу деревнях жили люди, то в первой половине 1550-х годов Дозорная книга фиксирует ряд его деревень в качестве «пустых», т.е. не имеющих жителей (прил. 1a). Отметим также, что в 1550-е годы Семену Онцыфоровичу принадлежала только часть Тешилова. Вторым владельцем (совладельцем) деревни то время была Марфа Кузминична Колягина (прил. 1 а).
Содержащаяся в Писцовой и дозорной книгах XVI столетия информация позволяет допускать существование деревни Тешило в XVI веке, но и в более раннее время, в тот период, когда эти земли входили в состав Тверского княжества. Тогда же, по-видимому, здесь была выстроена деревянная Никольская церковь, хотя изначально как сам храм, так и дворы причта могли находиться несколько в стороне от деревни, поскольку были связаны с кладбищем. Со временем, расположенный рядом с деревней погост, по всей видимости, стали считать неотъемлемой частью находящегося неподалеку населенного пункта. В результате деревня получила двойное наименование: «Николо-Тешилово», «Николо-Тешиловский погост» или «Никольский погост, что в Тешилове». Заметим, что в средневековье термин «погост» нередко применяли к центрам административно-территориальных округов, в котором обязательно существовал храм. Этой функцией мог быть наделен и Николо-Тешиловский погост. Подобная версия имеет право на существование еще и потому, что в первой половине-середине XVI века Тешилово по сути дела являлось центральной деревней во владениях Семена Онцыфоровича.
О деревянной церкви Николая чудотворца сообщают источники XVIII века, однако, вряд ли в этих документах идет речь о первоначальном храме, сооруженном в глубоком средневековье. Как правило, деревянные постройки XIV-XV веков не доживали до петровского времени. И поэтому опись 1706 года, скорее всего, зафиксировала далеко не первую деревянную Никольскую церковь. С большой долей уверенности можно, правда, утверждать, что отмеченный источником начала XVIII века храм имел одноименного предшественника, который, по всей видимости, находился на том же самом месте (или совсем рядом), где в 1706 году была зафиксирована последняя по времени деревянная Никольская церковь Николо-Тешиловского погоста. Эта постройка в первой половине — середине XVIII столетия могла быть реконструирована. Косвенно об этом свидетельствуют два храмовых колокола , отлитых для деревянной Тешиловской церкви в 1722 и 1753 годах.
Допускаем, что Смута начала XVII века привела к запустению деревни Тешилово, и такое положение вещей сохранялось достаточно долго. К примеру, еще в 1771 оду Тешилово являлось « пустошью », которая принадлежала Марку Марковичу Лосеву и Ивану Федоровичу Микулину ( прил . 1 ), Тешиловские земли использовались ими под пашню и покосы . В состав их владений входили и лесные угодья ( прил . 1 ). В самом Тешилове в этот период никто не жил. Зато рядом, при Никольской церкви, находились дома « священнослужителей и церковнослужителей » . Общая территория их дворов составляла в 1771 году 1 десятину и 964 сажени . Причт имел пашенные земли ( 61 десяти- а 1251 сажень ), сенные покосы ( 14 десятин 2000 сажень ). Церковнослужителям принадлежал также и лес, площадь которого составляла 52 десятины и 120 сажень. Часть земель погоста (2 десятины и 773 сажени) относилась к числу « неудобных » (прил .1).
Со временем число тешиловских помещиков увеличилось. Достаточно крупным в последней четверти — конце XVIII века бы л и состав Никольского причта , который включал двух священников, дьякона, двух дьячков и двух пономарей (прил . 2). В этот период церковные ведомости помимо основного Никольского храма фиксируют при нем придел во имя Архангела Михаила (прил . 2).
Рост благосостояния тешиловских вотчинников стал, безусловно, следствием тех вольностей, что даровала в 1785 году Екатерина II российскому дворянству. Будучи избавленными от уплаты податей и обязательной службы дворяне начали выходить в отставку и обустраивать свои многочисленные земельные наделы, расположенные далеко за приделами столиц. Всё это не могло не сказаться на жизни сельского клира, поскольку в конце XVIII начале XIX века наряду с увеличением числа загородных усадеб , по инициативе и на средства дворян в сельской местности началось масштабное строительство новых, как правило, каменных церквей . Один из таких храмов в начале XIX века заложили на территории Николо-Тешиловского погоста.
Согласно краткой истории тешиловской церкви, изложенной в 1918 году ее последним священником С.И.Мазуровым, строительство каменного ( Кирпичного на белокаменном цоколе ) храма началось здесь в 1801 и закончилось в 1818 году (прил . 19). Основной престол новой церкви в отличие от деревянного храма-предшественника не стали посвящать Николаю чудотворцу. В каменной церкви его освятили во имя Вознесения Господня. Однако в память о просуществовавшем несколько столетий Никольском храме, а также « малом » Архангельском приделе в новой Вознесенской церкви устроили два престола : Никольский и Архангельский.
Вновь возведенное здание (ил.4,5) стилистически было ориентировано на утверждавшийся в тот период классицизм, однако в его архитектуре присутствовали черты, свойственные более раннему зодчеству эпохи барокко Некоторая динамика в решении его объемных компонентов, позднебарочные элементы в декоре (к примеру, подоконные фартуки — ил . 6) свидетельствовали о достаточно тесной связи тешиловского храма с теми архитектурными тенденциями, что были свойственны национальному ( по большей части провинциальному ) зодчеству до появления серии типовых классицистических проектов, выполненных на рубеже первого и второго десятилетий ХХ века К.И.Росси.
Удивительным образом архитектура Вознесенского храма совпала с внешним обликом Владимирской церкви в Твери, выстроенной в 1793-1806 годах. Близость в деталях позволяет предполагать, что автором этих храмов тот же человек. Им вполне мог быть тверской губернский архитектор Андрей Трофимов . Находясь в этой должности с 1788 по 1811 год , он неоднократно проектировал культовые постройки в Твери и губернии. Отмеченный выше компромиссный характер архитектуры Вознесенской церкви в Тешилово ( и соответственно Владимирской в Твери ), как нельзя лучше иллюстрирует творческую манеру автора, работавшего в период постепенного отхода от прежней, барочной традиции.
Завершенный в начале ХХ века Владимирский храм, стал украшением губернского города и вполне возможно, что неоднократно бывавшие в Твери (она значительно ближе к Тешилову, чем Москва) представители тешилоского причта, а также состоятельные прихожане тешиловской церкви пожелали подобный храм выстроить у себя на территории Николо-Тешиловского погоста. Поэтому можно предположить, что А.Трофимов вторично продал выполненный в начале 1790 — х годов проект. Вероятно, в этом случае тешиловскому приходу он обошелся дешевле, чем заказчикам Владимирского храма в Твери. Заметим, что проект Вознесенской церкви (или копия с проекта Владимирского храма) долгое время хранился в ризнице тешиловской церкви ( прил . 7 ).
Обе церкви визуально чрезвычайно близки. Даже характер декорировки основного объема в обоих случаях за небольшим исключением отличается подчеркнутым единообразием. Поэтому, используя метод комплексного источниковедения, при подготовке проекта воссоздания Вознесенского храма следует взаимоувязать данные различных источников, фиксирующих архитектурные формы обоих храмов. В этой связи описание тешиловской церкви ( прил . I 1 ), а также относящиеся к ней чертежи и фотографии ( ил . 4-6 ), могут быть дополнены иллюстрациями, отражающими архитектуру Владимирского храма ( ил . 8-10 ). Не менее важным подспорьем в деле реконструкции Вознесенской церкви выступают аналоги хронологически и типологически близких церквей, подчас в деталях передающих объемно-пространственные, фасадные, планиграфические, конструктивные и декоративные особенности культовых сооружений начала — первой трети ХХ века ( ил . 11-18 ). И не только основного храмового объема, но и главной доминанты комплекса колокольни ( ил . 19-26 ).
К середине 1810-х годов строительство Вознесенского храма в Тешилово было в основном завершено. Во второй половине 10-х годов ХХ века активно велись интерьерные работы. Так, к примеру, в 1817-1818 годах в основном объеме был вызолочен иконостас (прил .3).
В 1821 году Вознесенская церковь обрела свой наиболее крупный колокол. Этот колокол, весом 200 пудов и 28 фунтов, был отлит в Москве на за воде Никиты Самгина мастером Акимом Воробьевым (прил.11). Правда, неизвестно, сразу ли его повесили на колокольню, поскольку в конце 1820-х последняя была «еще не совсем окончена» (прил.5a) Завершили храмовую 23 доминанту только в 1832 году.
В июле 1824 года тешиловский храм пострадал от попавшей в него молнии. В результате « громоваго удара» внутри церкви «разбило висящее паникадило, на иконостасе во многих местах опалило золото и стеклы во всей почти церкви вышибло; снаружи железная крыша кроме трапезной на всей церкви почти обгорела и провалилась » (при.5). Ремонтные работы заняли почти год, и в мае 1825 года храм был подготовлен к освящению.
В 1848 году церковь была расписана. «Письмом живописным» украсили не только основной объем, но и трапезную.
В середине 1840-х годов, в период строительства железной дороги между Москвой и Петербургом , в 125 саженях от Вознесенского храма , т.е. на церковной земле , одним из жандармских офицеров был открыт питейный дом. Пока шло строительство дороги, церковнослужители мирились с таким соседством, однако после того, как она была окончена, тешиловский причт стал настойчиво просить о снесении «шторной лавочки ». В 1852 году просьба их была удовлетворена (прил.8).
Вторая половина 1860-х годов ознаменовалась кардинальной реконструкцией западной части храма. Вызвано это было, вероятно, увеличением числа прихожан.
Проект расширения трапезной был выполнен в 1867 году (прил.19) Правда, в следующем году, при рассмотрении чертежа в Духовной консистории Дмитровский епископ Леонид обратил внимание на то, что на проекте новой трапезной печь размещена слишком близко к жертвеннику. Поэтому проектное предложение было скорректировано, и печь перенесли на другую сторону от жертвенника (прил.10). На рубеже 1860-х-1870-х годов первоначальная, по-видимому, небольшая по размерам трапезная была «отломана » от основного объема и на её месте выстроена «более обширная » трапезная «палата». В 1880 году последнюю расписали. Не исключено, что в тот же период (1870-е-1880- e гг.) вокруг церкви была выстроена каменная ограда с воротами . Эту церковную ограду можно видеть на фотоснимках 1-й половины ХХ века (ил,4,5).
В 1882 году у Вознесенского храма появилась наружная роспись. В этом году над западным входом в церковь был написан « Бог Садов вверху, а по сторонам Архангел Михаил и Святитель Николай». В свою очередь южный вход в 1882 году украсила «картина Вознесение Господня».
В 1910 году принимается решение вновь обновить Вознесенскую церковь. Изначально предполагалось расширить арку и некоторые окна в самом храме (прил.17), однако позже набор работ увеличился. Церковь оштукатурили и выкрасили, а также заменили кровлю на куполах. Внутри храма вместо чугунного пола появилось покрытие из метлахских плиток. Тогда же был произведен ремонт иконостаса, сделан новый престол и написаны иконы. Эти работы, по всей видимости, стали последним крупным мероприятием подобного рода, проведенным на тешиловской церкви до 1917 года.
Выявленные в различных архивах и хранилищах документы позволяют говорить о том, что свои собственные дома церковнослужители Николо — Тешиловского погоста имели издавна. По крайней мере, их фиксируют источники, относящиеся к первой четверти ХХ века и к более позднему времени. Располагались они вне храмовой ограды , но рядом с ней. В непосредственной близости от церкви находились, вероятно, лавки, лабазы и церковные сторожки. О том, как могли быть размещены все эти сооружения на церковной земле, свидетельствуют помещенные в настоящую работу аналоги планов церковных территорий ( ил . 28-32 ). Анализ большого количества источников, позволяет говорить о том, что каких-либо канонов в размещении построек на территории церковного двора, не существовало. Основным аргументом в данном вопросе являлась целесообразность и нередко рельеф местности.
В 1914 году, буквально через несколько дней после вступления России в Первую мировую войну, церковный причт принял решение вместо двух старых церковных сторожек и свободного церковного лабаза выстроить достаточно крупный по размерам церковный дом, « для двух сторожей, регента и ночевку прихожан под воскресенья, праздничныя и великопостныя дни»(прил.18,ил.7).
В конце XIX — начале ХХ вв. церковный причт неоднократно сдавал часть своей церковной земли в аренду. Так , например, с 1896 года купцами м.Ф.Мельниковым и П.М. Мотовым был арендован значительный по площади участок церковной земли южнее кладбищенской ограды под строительство парового лесопильного завода и мельницы (прил.12).
На следующий под участок площадью 225 квадратных сажен получил в аренду для постройки «дома с лавкой для колониальной торговли, лабаза. сарая и погреба» крестьянин деревни Савина Н.В.Семенов (прил.13). Отсутствие конфликтов между хозяевами и арендаторами позволяло по истечении срока договора продлевать аренду. Так и произошло с крестьянином Семеновым, договор на аренду с которым в 1909 году был продлен до 1922 года (прил.16). Вполне возможно, что в первые советские годы эти договоренности продолжали действовать, поскольку в начале 1920-х годов храм продолжал жить обычной церковной жизнью (прил.22), но к началу 1930-х годов государство встало на путь закрытия храмов и преследования духовенства. В полной мере это коснулось и Вознесенской церкви в Тешилово, которая в 1936 году была разобрана.
- Церковь, в Николо — Тешиловском погосте, Клинскаго уезда, настоящая основана во имя Вознесения Господа нашего Иисуса Христа, а трапезная во имя Архангела Михаила придел на правой стороне и Святителя Николая на левой
- Церковь одна.
- Достоверно неизвестно, когда и в каком поду церковь основана, что она существовала ранее семнадцатого столетия, так как опись имущества составлена в 1706 году.
- Каменная в настоящее время, прежде была деревянная.
- Храмоздатели как деревянной, так и каменной построенной в 1818 году не известны. В 1869 году при распространении трапезной церкви храмоздатель Алексей Борисов — Раев, крестьянин деревни Городка Владимирской губернии и уезда.
- Церковь находится при погосте отдельно от селений, на ровном месте близ реки Шоши, при ручье Никольском, впадающем в р. Шошу.
- Деревянная старинная церковь во имя Святителя Николая, по ветхости уничтожена и построена каменная, настоящая холодная и трапезная теплая, но сия последняя по тесноте отломана от настоящей и пристроена более обширная с 1869-гo года, а к 1871 году была окончена.
- Событий никаких не было.
- Церковь с пристроенной трапезной и папертию изображает крест, и церковь одноэтажная.
- Алтарь церкви настоящей с одним полукружием, а в трапезной в приделе с правой стороны закругления алтаря с одной правой стороны, а в левом алтаре с одной левой.
- Церковь в вышину около 70 аршин (49,7м), в длину в совокупности с трапезной и папертью 76 аршин (50 м); в ширину настоящая 30 аршин (21,3 м), а трапезная в ширину 48 аршин (34 м).
- Уклонение алтаря заметно к югу.
- Вся церковь, как настоящая, так и трапезная по цоколь основана на белом камне, а остальная кладка вся из кирпича.
- Все стены выкладены сплошной кладкой кирпича. Кирпич обыкновенный тонкий собственнаго завода от 12-ти до 15 фунтов, обожженный. Стены сохранились в своем виде, проходов в стенах нет. Связи в стенах и арках железные.
- Наружныя стены гладкия оштукатурены известью. На стенах есть лопатки выдающиеся; колонны есть на всех верхних окнах, по две на каждом. Есть квадратныя углубления небольшия. Колонны большия внизу северной стороны холодной церкви при входе на паперть.
- Карниз крут всей церкви сделан из камня в виде поясков, на паперти карниз четвероугольником в два ряда.
- Над карнизом есть местами четвероугольнички в два ряда.
- Кровля на сводах церкви шатровая на все четыре стороны покрыта железом, выкрашена медянкой; подзоры есть из железа. Кровля на настоящей церкви старая, а на трапезной новая покрытая в 1871 году. Крыша местами на настоящей есть в два ряда.
- Фонари на сводах с пролетами, сквозныя , выходящия из кружал. На фонаре есть предглавие восьмигранное. Шея гладкая без украшений. Под шеей над предглавием карниз с поясками; предглавие состоит из мнимых темных окон.
- Пять глав на церкви, из них большая находится над центром настоящей церкви, а остальныя четыре размещены по углам оной. Покрыть железом, окрашены синей краской; средняя глава украшена звездами вызолоченными чрез огонь.
- На главах кресты железные осьмиконечные. Цепей на оных нет; на вершине креста ничего нет. Ниже креста есть вызолоченное через огонь яблоко.
- Окна широкия продолговатыя вверху сведенныя полукружением. В трапезной и в настоящей в верху в фонарях таковыя же, церковь четвероугольныя; помещенные над цеколем. В лтаре настоящей 7-мь окон в один свет. В приделах трапезной по одному окну в три света С перемычкам дугообразными и с прямыми. Наличники у окон валиками с гранями, отливы имеют внутрь несколько отвальныя. Решетки железныя в настоящей витыя крестами, а в трапезной прямолинейныя. Ставин нет, оконниц тоже.
- Трое дверей — на запад, на юг и север; двери наружных железныя, окрашены синей краской, вид их вверху закругленный, а на запад прамыя, без наличников. Петли на дверях простыя обыкновенныя крюк и кованая из железа петля.
- Особых входов в церковь нет.
- Паперть устроена с одной западной стороны, но пред папертию устроена открытая площадка, каковыя площадки устроены с южной стороны при входе в настоящую церковь. Вставных камней с надписью нет.
- Церковь внутри если принять алтарь настоящей и обе церкви и трапезную, то будет крестообразно, а если каждую отдельно, то квадратной палаты будет вид. Алтарь от храма отделяется иконостасом: примыкающий к двум столбам. В настоящей один придел, а трапезе два. Особых приделов в трапезе нет. Трапезная церковь отделяется от настоящей стеною с пролетом круглой арки.
- Своды в настоящей церкви котловыя для сквознаго фонаря, а в трапезной приложенныя к двум столбам колокольни и к стене настоящей церкви, разделяющиемя арками на ровныя части.
- В настоящей среди церкви два столба, а два столба в алтаре, к которым примыкает иконостас; в трапезной церкви тоже два столба при входе с паперти, но эти два столба — столбы колокольни, которая имеет быть по разпространению над трапезой. Столбы четвероугольные с корнизами: решеток, лавок нет.
- На стенах лепных украшений нет, над арками резбы и позолоты нет. В алтаре в левом приделе в стене есть впадина для помещения ризницы в правой стороне, а в левой для жеровни. На западной стороне церкви есть лавки деревянныя для сидения
- Пол одинаковый в алтаре и храме. Пол чугунный, плитами рупчатыми во всем храме настоящей церкви, а в трапезной церкви деревянный во всех частях храма.
- Алтарь в настоящей церкви троечастный, разделенный пролетными арками, в правом предалтарии ризница, а в левом жертвенник. В алтаре своды сквозными фонарями, над престолом свод лежит на столбах. Окон в алтаре и предатарии сем — три на горнем месте и по два в предалтариях. Помост в алтаре возвышен на одну ступень в настоящей, а в трапезной на две ступени. Алтарь изменен не был.
- Престолы деревянныя. Возвышения их помоста алтаря нет. Ширина и длина престола настоящей холодной церкви 1 аршин и 10 вершков (115,5см), а вышина 1 аршин и 6 вершков (98см); в приделах престолы — ширина 1 аршин и 4 вершка (88,5см), вышина и длиа 1 аршин 6 вершков (98 см). Листами меди и серебра не обложены, надписей нет.
- Сень есть над престолом, устроена на деревянных столбах резная из дерева, верх ея резной шатровый, над сеню сделана резная чаша. Надписей нет.
- Горнее место устроено на открытом месте, в полу кругом выдающагося алтаря, под полукруглым сводом. Сени над ним нет.
- Каменных лавок нет в алтаре.
- Жертвенник утроен в особом северном предалтарии, а в приделах в одоном с престолами: поставлены на открытом месте, в правом приделе часть жертвенника углублена в стену. Все они деревянныя. Вышина жертвенника настоящей церкви 1 аршин 6 вершков (98см), ширина и длина 1 аршин 8 вершков (106,5см); в приделах жертвенники ширины и длины 1 аршин 1,5 вершка (78см), а вышины 1 аршин 6 вершков (98cм).
- Иконостас новаго устройства с колоннами, сделан из дерева с резбой и карнизом. Резба помещена на золотом поле, изображает виноград цветы и листья. Колонны в настоящей и в правом приделе трапезной сделаны из меди — гладки, высеребренныя и каждая колонна весит 1 пуд 5 фунтов, а в левом приделе и против арки в настоящую, деревянныя резныя. Иконостас окрашен в настоящей под красное дерево, а в трапезной на золотом поле. Иконостас имеет три яруса. Над царскими дверьми в настоящей, или лучше сказать, над солеей имеет 6 — ть ярусов, которыя походят до купола средней главы. Царския врата полукруглыe из двух створов, с наложенною резбой, по сторонам их колонны; над ними резное сияние. Форма верхушек царксих врат обратно полукруглая.
- Солея устроена как в настоящей, так и трапезной пред всем иконостасом от северной стороны до южной, в настоящей чугунная, а в трапезной деревянная, выше она от помоста храма на одну ступень, а в трапезной на две, решеткой не отделяется.
- Амвоны есть. В настоящей чугунный и выше солеи на одну ступень. Сени над амвоном нет, она устроена над солеен против царских врат полукруглой пирамидой.
- Клиросы устроены по правую и левую сторону амвона, непосредственно примыкающие к солеи. Особых украшении в клиросах нет. В трапезной церкви пред четыремя клиросами стоят резныя на золотом поле два, а два окрашены под арех.
- Места царскаго нет.
- Святительскаго места нет.
- Настоятельскаго места нет.
- Кафедры в церкви нет.
- Хор в церкви нет.
- Памятников в церкви нет.
- Раки Св. мощей нет.
- При входах в церковь звонницы нет.
- В церкви печей нет, они устроены внизу церкви — духовыя.
- Колокольня построена после церкви, в 1832 году, на четырех гранных столбах, из трех ярусов, постепенно суживающихся, каждый ярус с четырмя сквозными пролетами и двумя колоннами и карнизом после каждаго яруса, высеченным из камня поясками и четвероугольничками. Кладка колокольни из кирпича и камня. По разпространении церкви, два столба колокольни находят с внутри церкви, а половина 1 — го яруса колокольни под крышей церкви.
- На колокольне всех колоколов 7 — м, из них Большой колокол 1821 года 15 февраля; 2-й 1753 года; 3-й колокол 1722 года. Надпись перваго колокола: «вылит сей колокол Моск. Губ. Клинскаго уезда в погост Николаевский, что в Тешилове при Священниках Петре Михаилове и Иоанне Федорове иждивением доброхотных дателей. Весу 200 туд 28 фунтов в Москве на заводе Никиты Самгина, лил мастер Аким Воробьев». Надпись 2-го колокола: «Вылит сей колокол в Клинский уезд в Павловский стан к церкви Николая Чудотворца что в Тешилове при священнике Михаиле Иванове Г-не Оглоблине тщанием Тверскаго уезда д. Добрина крестьянина Михаила Артамонова Г-на Гусева, весу 35 пуд и 8 фунтов. Мастер Федор Богданов». Надпись на 3-м колоколе: «В 8-м месяце 1722 года колокол Клинскаго уезда церкви Николая Чудотворца в Тешилове на церковные деньги и вкладчиковы, Григорья Семенова, Бориса Иванова, весу 19 пуд и 33 фунта при попе Федоре Архипове. Остальныя четыре колокола без надписи. Все очень маленькия – подзвонки.
- Стены церковным расписаны письмом живописным. На западной ее стене записано 1848 года; но как трапезная церковь уничтожена с живописию сего года, а выстроена новая, в которой живопись произведена в 1880 году, а в настоящей возобновлена сего же года. На стенах изображений Русских Великих князей и царей нет. На стене снаружи, на западной стороне при всходе на площадку есть изображение — Бог Саваов вверху, а по сторонам Архангел Михаил и Святитель Николай; затем на южной стороне при входе в настоящую церковь есть изображение на Вознесение Господня, написанная в 1882 году.
- В иконостасе, на стенах ризницы нет икон стараго письма.
- Чудотворных икон явленных и почему либо мнению чтимых икон нет.
- Древних икон нет.
- Ветхих икон нет.
- Нет.
- Нет.
- Нет.
- Нет. Ковчег есть в ризнице оловянный, какао года неизвестно, из описи церковнаго имущества видно, что он был в 1700-х годах, потому что опись сохранилась этих годов.
- Нет.
- Иконостасов нет старинных походных.
- Знамен нет.
- Нет.
- Синодик в церкви есть с 1869-го года.
- Статуй нет.
- Предметов еще кроме вошедших в метрику нет.
- Церковь и ворота помещены не были ни в какия журналы.
- Интересных памятников нет.
- Печатнаго описания церкви нет.
- Церковь позднейших времен, особеннаго интереса не представляет.
- Церковь имеет сходство с церковно в губернском городе Твери, Владимирской Божией Матери, на Миллионной улице.
- (1). Священник, Московской Губернии, Николо-Тешиловскагo погоста, Клинскаго уезда, Вознесенской церкви, Георгий Петров Богданов.
- (2). В Вифанской Духовной Семинарии, — близ Троице-Сергиевой Лавры. Сергиевскаго посада Московской Губернии.
- (3). От роду 45 лет, священствует 22-й год.
- (4). Составлена сия метрика 1887 года Генваря месяца.
1918 года Мая 15-го числа исполнилось ровно 100 лет со дня окончания приходского главного храма во имя Вознесения Господня, что в погосте Николо-Тешиловском, Клинского уезда, Московской постройки и освящения Епархии.
До построения храма, который первоначально был деревянный, «Тешиловом» называлась пустошь местность сплошь лесистая, которая вследствии существующей в сей местности многоводной и рыбной реки Шоши и болот — очень благоприятствовала охоте, почему, как свидетельствуют сторожилы, и получила название «Тешилово» от сочетания слов «Тешил — лов». Охота, по преданию, принадлежала Тверским князьям, которым данное название пустоши и приписывается.
До построения каменного храма в погосте Николо-Тешиловском первоначально был храм деревянный — однопристольный во имя Св. и Чуд. Николая, о чем свидетельствуют некоторые сохранившиеся церковные документы, по которым церковь именовалась «Николаевской что в Тешилове» когда и кем построен деревянный храм, точно неизвестно, но во всяком случае в конце 17-го столетия. Из Св. Икон находившихся в деревянном храме сохранились две: Спаса Нерухотвореннаго и Божьей Матери, именуемой «Троеручица» — обе находились в трапезной церкви.
Деревянный храм существовал до 1806 года, в том же году был разобран и часть его послужило материалом к сооружению часовни находившейся в центре погоста. Закладка и постройка каменного храма с стремя престолами: 1) во имя Вознесения Господня, 2) с правой стороны, во имя Архистратига Михаила и 3) с левой стороны во имя Святителя Николая — началась производиться в 1801 году закончилась освящением 1818 года Мая 15 числа. Такая медленность постройки объясняется недостаточностью церковно-кошельковых средств, что подтверждается приговором прихожан об изыскании средств (далее неразборчиво) сумм церкви села Спас-Заулок (1804 г.февр.8) и частию получались от продажи на сторону кирпича, разрабатывавшагося из церковной земли.
Прошло 50 лет после построения каменного храма. Народонаселение прихода значительно увеличилось в особенности со времени проведения Николаевской железной дороги. Теплый трапезный храм оказался невместительным. У прихожан возникла мысль: распространить теплый храм.
В 1867 году согласно выработанному плану Епархиальным начальством было дано благословение на работы по распространению храма, которые было окончены в 1871 году. Главным распорядителем в работах по расширению трапезнаго храма был церковный староста покойный Иван Косьмич Буланов.
Настоящая, во имя Вознесения Господня, холодная церковь и колокольня сохранили свой первоначальный внешний вид до настоящаго времени.
Внутренний вид храма до 1911 гола производил приятное для глаз впечатление своим оригинальным устройством иконостаса; так: над царскими вратами была устроена сень, имевшая выпукло-круглую форму в виде шапки Мономаха. Не менее приятное впечатление производили и металлические колонны при малиновым (неразборчиво) иконостаса. Массивные столбы на которых помещается обширный открытый средний купол и чугунный пол в общем тоже приятно гармонировал с об (…)рностью храма.
К сожалению, с одной стороны от времени, с другой — от сырости, иконостас Св. Престол и Св. Иконы пришли в ветхость. Кроме сего и чугунный пол для причина такого холода молящихся представлял ужасный холод для ног: заключалось в том, что чугунные плиты лежали на каменном щебне, который всегда пребывал мерзлым.
В 1911 году в бытность церковным старостою Петра Петровича Котова, был произведен капитальный ремонт. Так престол стоявший около 90 лет с разрешения Епархиальнаго Начальства был сожжен 14-го сентября. Новый престол устроен из дубового, доска из кипарисового. За ветхостью иконостаса был устроен новый из соснового дерева, весь золоченый мастером П.А. Сизовым за 9000 p — 16 металлических колонн к иконостасу были вызолочены мастером И.И. Рындиным за 1440 руб. Иконы для иконостасы были выполнены живописцами: Н.М. Львовым и Г.М. Бабичем за 1800 руб .. Пол во всем холодном храме был переустроен и выстлан метлахскими плитками. Снаружи храм был отштукатурен и выкрашен, а купола покрыты алюминием. Всех работ было произведено на сумму 20000 руб. при наличии церковных всего 8000 руб. Все устроено на средства благотворителей. Главным и щедрым благотворителем был церковный староста п.п. Котов. Чин освящения храма, престола и иконостаса совершен был 23 октября 1911 года Преосвященным Анастасием Епископом Серпуховским.
Как внутренним, так внешним своим видом Николо-Тешиловский храм изводит на зрителя прекрасные впечатления: пятиглавый величественный, привлекательной архитектурой, окруженный каменной оградой.
Кто видел храм в городе Твери во имя Владимирской Божье Матери, тот заметит, что точно такой же архитектуры и храм Вознесения Господня, что в погосте Николо-Тешиловском.
Настоятель: Иерей Александр Сопига
Штатные священники: не указано
Святыни: