Церковь Рождества Богородицы с. Городня


Местная религиозная организация православный Приход церкви Рождества Богородицы с. Городня-на-Волге Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Контактная информация:
(48242)  5-74-06,  факс  5-73-92

zlobin.prot@bk.ru

http://nougpg.ru/
Адрес: 171296,Тверская обл., Конаковский р-н, с. Городня, ул. Ленинградская, д. 105
Ha oбщecтвeннoм тpaнcпopтe:
На автобусе (Тверь – Редкино, Тверь – Конаково) до с. Городня. Перейти через трассу М-10, далее по схеме.
На автомобиле:
По схеме. Ориентир: надземный переход, под ним поворот налево (если ехать из Твери в сторону Москвы). Далее по схеме.

Реквизиты для пожертвования:

Наименование: Местная религиозная организация православный Приход церкви Рождества Богородицы с.Городня-на-Волге Конаковского района Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
Адрес места нахождения: Тверская область, Конаковский район, с. Городня, ул. Ленинградская, д. 105
Почтовый адрес: 171296, Тверская область, Конаковский район, с. Городня, ул. Ленинградская, д. 105.
Тел. (8-48-242) 5-74-06.

Реквизиты:
ИНН 6911008407
КПП 694901001
ОКВЭД 94,91
ОКПО 21389568
ОГРН 1026900011082
Р/сч. 40703810395020015644
ФИЛИАЛ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ПАО БАНКА «ФК ОТКРЫТИЕ»
БИК 044525297
К/сч.30101810945250000297

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Городня – памятник архитектуры. Изначально она была сооружена в центре древнего города Вертязина (на месте которого расположено село) во второй половине 14 века, в 1412 пострадала от пожара, При тверском князе Борисе Александровиче отстроена заново на старом подклете. Церковь белокаменная, 4-столпная, 3-апсидная, первоначально имела позакомарное покрытие, над которым возвышался световой барабан, увенчанный шлемовидной главой. Оконные проемы обрамлены узким белокаменным валиком и имеют многолопастные завершения, перспективные порталы отличаются своеобразием трактовки деталей. В 1745 перестроена: изменено завершение, пристроены кирпичная трапезная и колокольня.

Существующие иконы главного иконостаса выполнены в 40-х гг. XVIII в. по заказу владельца села помещика П.А. Бема. Большинство икон написано в традиции барокко, яркими контрастными цветами с привнесением позолоты и серебрения. Тонкая миниатюрная живопись со множеством декоративных различных деталей, фрагментов убранства и быта выражает стремление к повествовательности.

Царские Врата выполнены одновременно с иконостасом в 1740 — 1745 годах… Высокое качество художественного исполнения было подмечено еще в прошлом столетии выдающимся русским драматургом – А.Н. Островским, который, посетив церковь, записал: «Замечательные Царские Врата, вероятно, современные постройке «. Это уникальное произведение резьбы по дереву. Двустворчатые, с горельефным орнаментом, резьбой, головками херувимов и фигурами сидящих евангелистов, тщательно проработанных.

В 1968-81 церковь была реставрирована. В настоящее время она единственно сохранившееся в полном объеме сооружение конца 14 – начала 15 веков на территории Тверской области. Работы производились под авторским надзором архитектора Б.Л. Альтшуллера стараниями настоятеля храма протоиерея А.А. Злобина, назначенного в 1970 году. В условиях постоянных реставрационных работ для Городни был необходим священник, не только высоко образованный духовно, но искушенный в делах мирских, который смог бы твердо и осознанно решать задачи по восстановлению этого уникального памятника. Новый настоятель – отец Алексий – как нельзя лучше подошел для такого рода служения, органично соединив деятельность духовную и повседневную, мирскую. Мало сказать, что отец Алексий сразу стал необходим всему коллективу реставраторов. Он сразу установил со всеми контакт, став, по существу, общим духовным наставником. Постоянный участник всех производственных совещаний отец Алексей быстро вошел в курс дела, превратившись в равноправного члена творческого коллектива. На его же долю выпала трудная обязанность поддерживать постоянную связь между государственными органами охраны памятников, епархиальным начальством, Патриархией и архитекторами. Вскоре по благословению Патриарха на отца Алексея был возложен контроль за финансированием и распределением средств. Как показала практика, это было единственно верное решение. В условиях жесткого планового распределения фондированных материалов отец Алексей вынужден был выполнять обязанности, более свойственные прорабу на стройке, чем духовному лицу, однако с этими обязанностями в тогдашней ситуации никто не смог бы справиться лучше.

Надо отдать должное отцу Алексею – с его приходом в коллективе сформировалась атмосфера, где всем стало необычайно легко работать, где все роли были распределены и четко соблюдались. Вопросами архитектурно-художественного руководства ведал Б.Л. Альтшуллер, который оставался непререкаемым авторитетом для духовенства и чиновников из охраны памятников, наблюдавших за реставрацией. Отец Алексей был незаменимым человеком в вопросах финансирования и поставок фондированных материалов: меди, кирпича, белого камня, позолоты и т.д. Одновременно он снимал все острые вопросы, которые возникали у реставраторов, исследователей и художников при работе в действующем храме.

В коллективе царил творческий настрой. Каждый специалист, приезжавший в Городню с конкретным заданием, ощущал свою необходимость. К его мнению чутко прислушивались, подробно обсуждая все предложения. Дискуссии, поиск решений, анализ разных предположений были основой работы. Особенно яростным спорщиком был отец Алексий. Требовались веские доводы, чтобы убедить его в необходимости принять те или иные решения, за которыми нередко стояли денежные вопросы. Теперь, по прошествии многих лет, понятно, что отец Алексей обрел тогда грандиозный опыт, который пригодился ему, когда он, став депутатом Российской Думы, занялся проблемами возвращения церкви принадлежавшего ей имущества и святынь.
Q3vx5)qWZ7Ep

Особой проблемой при реставрации церкви стали кровельные и позолотные работы. Первоначально предполагалось, что кровля будет выполнена из оцинко­ванного железа, и только главы на храме и колокольне будут медными и позоло­ченными. Стропильные конструкции и обрешетка подлежали полной замене. Мы понимали, что лучшим кровельным материалом для такого памятника будет медь. Но в условиях жесточайшего дефицита о этом материале, да еще для храма, прихо­дилось только мечтать. Начались бесконечные хождения отца Алексея «по инстан­циям», от которых зависело выделение фондированной меди. Отец Алексей не любит вспоминать, каких трудов ему стоило выбить эту злополучную медь. Когда же медь, наконец, привезли в Городню, радость была беспредельна, впоследствии отцу Алексею удалось получить медь на весь храм и даже на трапезную.

Пока решались вопросы с медью, появилась идея разобрать позднюю глухую главу на световом барабане, тем более, что ее огромное луковичное завершение оставалось покосившимся. Это идея принадлежала отцу Алексею, которому хотелось увидеть свой храм в первоначальном облике. Максимально выявить древний облик храма хотел и Б.Л. Альтшуллер, особенно после того, как поиски остатков завершения четверика и декоративного убранства постамента под барабаном не увенчались успехом.

Сохранившийся без переделок древний купол светового барабана со следами наружной обмазки по своду, на который в XVIII веке водрузили глухой цилиндр, увенчанный огромной луковицей, давал все основания для того, чтобы вернуть храму первоначальную шлемовидную главу. Однако при этом пришлось бы снять нарядный кованый крест XVIII века, водрузив другой, воспроизводящий древние формы. Споры вокруг этой проблемы разгорелись жаркие. Мнения, как водится, разделились, и было решено собрать выездной Научно-методический совет под председательством Л.А. Давида. Помимо Л.А. Давида, приехали С.С. Подъяпольский и представители органов Государственной охраны памятников из Москвы и Калинина. На Совете, как его равноправный член, присутствовал отец Алексей. Он же организовал лодки, чтобы члены комиссии могли увидеть храм Рождества с Волги. Эта поездка решила споры. Оказалось, что мастера XVIII века при расширении церкви вполне осознанно изменили ее силуэт — они поняли, что маленький храм «потеряется» рядом с большими объемами трапезной и высокой колокольней и «подняли» его высоту невыразительным вблизи глухим барабаном с большой главой.

По завершении кровельных работ встала проблема, как добыть золото для золочения главы, и отцу Алексею вновь пришлось проявить незаурядный талант снабженца. Но летнее время ушло, и для золочения вокруг главы устроили огромный тепляк из брусьев, обтянув его прозрачной пленкой. Работы уже подходили к концу, и тут случилось непредвиденное. Кто-то из позолотчиков, уходя на обед, оставил на лесах промасленную тряпку. Тряпка упала на открытый электрический обогреватель, моментально вспыхнула, и буквально в считанные секунды огромный тепляк превратился в факел, раздуваемый ветром. Пожар длился недолго, но причинил огромный урон. Обгорела вся только что вызолоченная глава. Горящие головешки скатывались по крыше, застревали на кровле апсид и там продолжали гореть. Пока их гасили, кровля успела покоробиться. Пожарным осталось лишь составить акт да загасить тлевшие на земле головешки от деревянного остова тепляка. Отчаянию отца Алексея не было границ. Приближалась зима, а храм оставался без главы, его кровлю надо было перекрывать заново. Но главное, надо было начи­нать все с начала — вновь доставать дефицитную медь, искать средства на позолоту главы. Среди окружавших отца Алексея чиновников, так или иначе причастных к реставрации памятника, нашлись и недоброжелатели, но по счастью возобладал здравый смысл. Убытки, причиненные пожаром, списали на несчастный случай, начатое расследование прекратили — слишком все было очевидно. От подобного несчастного случая не застрахована ни одна стройка. Отец Алексей нашел в себе силы «выбить» дополнительное финансирование, и к весне глава и апсиды были вновь покрыты медью. Позолотные работы возобновились. К тому же, пожар решил проблему восстановления обгоревшей главы, которая от огня покоробилась еще больше — ее было решено сделать заново.

Параллельно велась реставрация трапезной и колокольни. Построенные из кирпича, они к началу работ представляли собой плачевное зрелище. Их фасады не раз ремонтировались. Во второй половине XIX века с запада был пристроен неле­пый притвор с крыльцом, кровля которого покоилась на двух белокаменных стол­бах. Старую паперть под колокольней с двух сторон закрывали какие-то кирпич­ные стенки с окнами, более всего напоминавшими окна сарая. Металлическую дверь в трапезной покрывал толстый слой масляной краски, под которой с трудом угадывались ее конструкции. По всем фасадам виднелись поздние вычинки, а там, где их не было, белокаменный цоколь и кладка заметно крошились. Но главная проблема состояла в том, чтобы удалить с фасадов трапезной, колокольни и с окон толстый слой цемента. Когда цементную обмазку пытались отделить от кладки, вместе с ней отделялся и верхний слой кирпича. Постепенно, сантиметр за сантиметром, откалывая кусочки цемента, фасады удалось освободить от обмазки, после чего их пришлось вычинивать, дополнять специально приготовленной мастикой из перетертого кирпича и восстанавливать декор.

Некоторая проблема возникла с разборкой позднего притвора. Этим решением был недоволен отец Алексей, так как паперть под колокольней становилась откры­той. Когда притвор разобрали, обнаружившиеся старые формы пришлись по душе всем. Отца Алексея успокоили тем, что будут спроектированы деревянные остекленные витра­жи, которые закроют паперть, а пока было решено подождать, как она поведет себя зимой, и не будут ли на ней скапливаться сугробы. К счастью, этого не случилось, и отец Алексей со временем привык, что паперть открыта.

Работы в интерьерах храма близились к концу, когда стала очевидной необходимость реставрации иконостасов и отдельных икон. Все годы, пока шла архитектурная реставрация, иконостас в храме был затянут пленкой, а иконы находились под профилактической заклейкой. В трапезной иконостас продолжал выполнять свое назначение, но его сохранность оставляла желать лучшего. Однако Времени для проведения новых реставрационных работ практически не оставалось. Начались бесконечные совещания, где обсуждались не столько проблемы реставрации, сколько вопросы о сред­ствах и сроках проведения работ. Отец Алексей и Л.Н. Шаульская сумели изыскать средства на реставрацию икон и даже закупить необходимое количество золота для иконостаса. Б.Л. Альтшуллер, всячески поддерживая их, сам подключился к не свойственной ему работе.

Реставрация икон осуществлялась под руководством Д.Е. Брягина. Появление этих поздних, непривычно ярких и красочных образов произвело большое впечат­ление даже в те годы, когда художественное значение церковной живописи синодального периода отрицалось. Теперь же, когда поздняя иконопись является пред­метом пристального интереса ученых, иконы из Городни занимают значимое место среди памятников XVIII века.

Закончить работу предстояло в 1980 году. Когда с церкви, завершив покраску фасадов, сняли леса, всем стало ясно, какая большая работа была проделана. Вок­руг храма поставили фонари, подсвечивающие его фасады. По вечерам их зажига­ли, и тогда храм был виден за несколько километров. Зрелище по тем временам непривычное, а для сельской местности вообще исключительное. Оставалось лишь завершить реставрацию интерьеров трапезной. Но храм уже можно было освятить, что и произошло в октябре, на праздник Рождества Богородицы. Гостей собралось множество. Ожидали приезд Патриарха Московского и Всея Руси. Но он был болен, прислал свое послание и благословил освятить храм архиепископа Калининского и Кашинского Алексия. На праздник освящения Рождественского храма приехали другие высокие отцы церкви и часть знаменитого мужского хора Троице-Сергиевской Лавры, собралось духовенство Тверской епархии. Предчувствием праздника, казалось, пропитан был городенский воздух.

Перед началом богослужения отец Алексей проверил, все ли готово к торжеству. Он явно волновался. Рано утром в ожидании службы освящения собралось так много народа, что небольшой городенский храм не мог вместить всех желающих. Мужчин реставраторов допустили в алтарь, и все священное действо проходило на наших глазах. Обряд освящения престола — один из древнейших и самых торжественных. Перед ним все присутствующие священники облачаются в специальные белые одеж­ды, подпоясанные веревками, — так называемые препоясанные синдоны. Они призва­ны напоминать о ветхозаветной истории, о строителях Храма и народа Божия, но еще больше — об истории новозаветной. Их одежды — это воспоминание о погребальных пеленах Спасителя, «разрушившего храм тела своего и восстановившего его вновь». Совершая обряд освящения, священники сами превращаются в строителей — создателей престола, молитвы и труды которых воспроизводят процесс созидания храма. Каждое их действие — воздвижение основания престола, забивание гвоздей камнями, мытье крышки престола и облачение его в одежды, водружение на престол анти­минса с частицами мощей, священных сосудов, дарохранительницы и Евангелия — как в древности, освящает не только храм, но и все вокруг, имея, в конечном итоге, цель освящения и гармонизации Вселенной. Участниками этого великого таинства восстановления космической гармонии в какой-то степени были и все, кто неустан­но в течение многих лет трудился над воссозданием храма Рождества.

 СВЯТЫНИ ХРАМА

Алтарная икона «Иисус Христос Великий Архиерей (Деисус)» XVIII в.

Икона «Апокалипсис» в 25 клеймах

Скульптурная композиция «Христос в темнице»

Храмовый комплект икон «Четьи-Минеи» нач. XIX в.

Дарохранительница.

«От Президента России В.В. Путина дар церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Городня Тверской области на молитвенную память.7 января 2005 г.»

ВНЕБОГОСЛУЖЕБНАЯ ЖИЗНЬ ХРАМА

Приход является учредителем Частного общеобразовательного учреждения «Городенская Православная гимназия»

 Гимназия была основана в 1996 году. Тогда, в конце 90-х годов, сельский педиатр Г.С. Гребнева обратилась к настоятелю храма отцу Алексию Злобину с просьбой о помощи в устройстве детей из бедных семей Городенского сельского поселения в общеобразовательную школу. Но у родителей не было возможности доставлять детей до школы, покупать им форму, учебные пособия, платить за питание. Осознав тщетность попыток устроить детей, отец Алексий решил создать свою церковно приходскую школу и взять на себя заботу о детях, которые воспитывались в малообеспеченных, многодетных и неблагополучных семьях. Через три года в школе обучались уже 32 ученика. Приход обеспечивал весь учебный процесс полностью, включая доставку, питание и даже лечение и проживание (бывало и такое).

Однако здание бывшей почты не могло вместить больше определенного количества учащихся, поэтому благодаря инициативе и усилиям о.Алексия, а также благотворителей, осознавших важность начатого священником дела, началось строительство нового здания школы-гимназии.

Божиим промыслом неподалеку от храма Рождества Пресвятой Богородицы нашлось и пустовавшее место, на котором ранее располагался сельский клуб, сгоревший за несколько лет до строительства гимназии. На этой территории здание было возведено в рекордно короткие сроки – за полтора года, исключительно на благотворительные средства фондов, банков, бизнесменов и просто неравнодушных людей.

Курировал строительство председатель Счетной палаты РФ С.В. Степашин, который возглавил Попечительский совет гимназии, и который с тех пор является его почетным Председателем.

Освящение нового Православного учебного заведения состоялось 1 декабря 2001 г. В церемонии освящения гимназии приняли участие митрополит Солнечногорский Сергий, управляющий делами Московской Патриархии; архиепископ Тверской и Кашинский Виктор; полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко; председатель Счетной палаты РФ С.В. Степашин; секретарь Союза России и Белоруссии П.П. Бородин; вице-губернатор Тверской области Ю.М. Краснов; представители Таможенного комитета России и другие.

В этот день состоялась торжественная передача памятной таблички, подаренной Святейшим Патриархом Алексием II как знака его высочайшего благословения Городенской Православной гимназии. Также прошло награждение активных участников и спонсоров строительства орденом преподобного Сергия Радонежского и патриаршими грамотами.

Таким образом, в 2001 году была открыта новая страница в истории теперь уже Городенской Православной гимназии. Новое помещение отвечало всем современным требованиям на тот момент: двухэтажное кирпичное здание площадью 3,5 тысячи квадратных метров со спортивным и актовым залами, столовой, компьютерным классом и двадцатью кабинетами.

С самого своего основания гимназия ориентирована на воспитание детей в православном духе, поэтому на всех этапах обучения осуществляется становление православного мировоззрения. Это учебное заведение обеспечивает изучение как базового общеобразовательного комплекса наук, так и дополнительных дисциплин: Закона Божия, Священного Писания, основ православной веры, основ христианской культуры, церковного пения, апологетики и основ православной этики и аскетики.

Гимназия рассчитана на обучение 130-140 детей с первого по одиннадцатый класс при наполняемости классов до 15 человек, однако на данный момент число желающих здесь учиться гораздо больше.

В настоящее время в гимназии обучается более 150 учеников. Учебный процесс в гимназии выстраивается в полном соответствии с требованиями Министерства образования РФ. У неё имеется бессрочная лицензия на осуществление образовательной деятельности и аккредитация образовательных программ начального, общего и среднего образования. Гимназия работает в одну смену: первый класс по пятидневной учебной неделе, 2-11 классы – по шестидневной учебной неделе. Её деятельность построена по принципу школы полного дня. Учащиеся находятся в гимназии с 8:30 до 15:30.

Приоритетным правом при поступлении в гимназию пользуются дети из малообеспеченных, многодетных и неблагополучных семей, которые проживают в ряде населенных пунктов Конаковского района, таких как Городня, Кошелёво, Игуменка, Редкино, Изоплит, Озерки, Радченко, Мелково. Три школьных автобуса обеспечивают доставку детей в школу, а после учебного дня развозят детей по домам. Учащиеся гимназии два раза в день получают бесплатное горячее питание (завтрак и обед). Они в полном объёме обеспечиваются учебниками и всем необходимым для учебы. Также ежегодно проводится медицинское обследование учащихся специалистами из г. Твери.

Возглавляет гимназию ее создатель и ее движущая сила – протоиерей Злобин Алексей Андреевич. Помогают ему в этом заместитель директора по учебной части протоиерей Сенченко Антон Иванович, а также духовник гимназии протоиерей Преображенский Андрей Константинович – все клирики храма Рождества Пресвятой Богородицы. Педагогический коллектив составляют 26 учителей-профессионалов.

За 22 года деятельности гимназии 14 учеников из 12 выпускных классов получили медали «За особые успехи в учении». Более 75% выпускников поступают в ВУЗы Твери, Москвы и других городов России.

Гимназия обладает большим авторитетом в системе образования Тверской области и Конаковского района, в родительской среде имеет заслуженную репутацию одной из лучших школ района.

Городенская Православная гимназия совместно с приходом храма Рождества Пресвятой Богородицы ведет активную социальную работу, а также привлекает учащихся и их родителей к делам милосердия. Под руководством педагогов, учащиеся гимназии оказывают помощь детям из приюта пос. Редкино, до прошлого года – пожилым людям дома престарелых с. Городня (закрыт в 2017 г.). Они участвуют в организации праздников и концертов для местного населения, исторических фестивалей-реконструкций «Русская земля», активно участвуют в сборе средств людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, готовят подарки к православным праздникам для детей-инвалидов и детей из малообеспеченных семей – все это неполный перечень постоянно проводимых мероприятий.

Одним из полюбившихся проектов гимназии и прихода стали Православные детско-юношеские сборы «Фавор», которые проходят в разных населенных пунктах Тверской области на протяжении 7 лет. Участие детей, подростков и их родителей в этом проекте – это возможность не только пожить на природе, познакомиться с новыми людьми, пообщаться друг с другом, поучаствовать в разнообразных мероприятиях, но, главное, через все это духовно преобразиться. За всю историю проведения «Фавора» в нем участвовали ежегодно от 60 до 120 человек. Участники сборов побывали в Пено, г. Кимры, г. Вышний Волочек, в Тургиново и в других местах нашей губернии. В рамках программы «Фавор» организаторы создают условия, в которых участники (и это не только школьники, но и их родители и др. взрослые), активно отдыхая, постигают систему духовно-нравственных ценностей, приобретают опыт нравственной жизни, основанной на ней, учатся преодолевать связанные с этим трудности и соблазны, реализуют себя в различных сферах деятельности.

Цель подобных мероприятий состоит в том, чтобы ребята вместе со взрослыми учились искать и наполнять свою жизнь социальными смыслами, учились следовать национальным религиозным, духовным, культурным, историческим традициям, уважать героическое прошлое своей Родины, учились размышлять о своем будущем, связывать его с будущим своей страны, осознавать необходимость этой связи.

Жизнь в палаточном лагере и вблизи него наполнена самыми разнообразными мероприятиями. Особенно полюбились участникам «Фавора» паломнические поездки по храмам и монастырям Тверской митрополии, Крестные хода, совместная молитва, работа по общинам «мальчиков-девочек» и «старших-младших», концерты для местных жителей, вечера «Визиток», выпуски газет «Дневник Фавора», инсценировки притч, всевозможные конкурсы. Не мене любимыми являются спортивные состязания по футболу и волейболу, «Веселые старты», поход с поиском клада, соревнования по стрельбе из пневматических винтовок, разборка-сборка АК, катание на байдарке и многое другое.

В 2014 году организаторы Православных детско-юношеских сборов «Фавор» приняли участие в конкурсе программ по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения «Подвиг учителя», организованного Министерством образования Тверской области совместно с Тверской митрополией и стали победителями регионального этапа конкурса.

Сотрудничество прихода храма и гимназии, активное привлечение к совместной работе прихожан, родителей, родственников, знакомых, поиск различных форм воспитательной деятельности, мотивация участников процесса духовного становления, раскрытие творческого потенциала проводимых проектов и мероприятий – вот основные принципы работы, которыми руководствуются педагоги Городенской Православной гимназии, воспитывая подрастающее поколение.


Настоятель: Протоиерей Алексий Злобин

Штатные священники:

Святыни: не указано


4057

Последние новости храма

Все новости храма