В ПАМЯТЬ О ГОРОДЕ КОРЧЕВА


Трехметровая скульптурная композиция в память о городе Корчева, расселенном и затопленном при строительстве плотины Иваньковского водохранилища и канала «Москва — Волга» в 1937 году, установлена в Комсомольском сквере города Конаково (Тверская область). Именно сюда, в бывшее село Кузнецово, переселили жителей Корчевы, так что Конаково — это «Новая Корчева» — город-правопреемник затопленного собрата. Об этом проекте PANORAMApro рассказала в публикации от 29 мая этого года. Напомним, что основу композиции составил собор Воскрешения Господня — один из символов ныне затопленного города. Дополнительным элементом стала металлическая ладья — этот символический образ призван напоминать потомкам о водном путешествии по Волге императрицы Екатерины II, которая даровала бывшему селу статус города и посетила его впервые именно во время своего волжского «круиза».
Этот подарок жителям преподнес почетный гражданин Конаково и гендиректор одного из городских предприятий Александр Шинкаренко, для которого Корчева стала семейным наследим и жизнью целого поколения его предков. — Я сам корчевской. В город Конаково из Корчевы, попавшей в зону затопления Иваньковского водохранилища, в 30-х годах прошлого столетия переехали мои родители, — рассказывал он в интервью местным СМИ. — Наш дом стал местом, где еще много лет после расселения собирались коренные жители. Мы путешествовали по Волге к тем местам, где некогда стоял уездный город. Я вырос в Конаково, и для родного города хотелось сделать что-то своими руками, точнее, силами своего производства. Делали все с душой, понимая, что если мы о Корчеве не расскажем, то уже никто этого не сделает.Насчет того, что «никто никогда не расскажет о Корчеве» Александр Павлович, конечно, преувеличил. К частью, этот город помнят многие, потому что в Конаково немало потомков тех, кого переселили туда по распоряжению партии и правительства.
Судьба Корчевы волнует ученых, остатки городской инфраструктуры, покоящиеся на дне Иваньковского водохранилища, привлекают внимание дайверов и туристов. В Интернете немало фотоподборок некогда живой и здравствующей Корчевы — провинциальный город действительно был очень красивым, ухоженным и спокойным. Но Шинкаренко прав в главном: память о нем важно было увековечить не только сохраненными и оцифрованными фотографиями, но и символом, у которого можно постоять, который можно потрогать, у которого можно вспомнить, как это было, и рассказать об этом подрастающему поколению.
Для тех, кто вообще ничего не знает о Корчеве: город располагался на высоком берегу Волги, примерно в 20 километрах от Конаково. Это был, как сейчас говорят, «межрайонный центр»: в его административном подчинении находились села Завидово и Кузнецово и городок Кимры. На момент затопления ему было не меньше четырех веков: первые упоминания о нем в Писцовых книгах Московского государства датированы серединой XVI века. По статистическим данным на 1863 год, численность населения города составляла 3317 человек. В городе было более 400 дворов (из них около 30 — с каменными домами), три каменные церкви, 41 лавка, три гостиницы, два трактира, четыре постоялых двора, два училища, больница, паточный, пивоваренный, два пряничных и два кирпичных завода. Из всех построек Корчевы сохранился лишь один дом купцов Рождественских. Он и поныне стоит, давая приют охотникам и рыбакам, приезжающим отдохнуть на берега Волги.

30.12.20
536