СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ КОНАКОВСКОГО БЛАГОЧИНИЯ ПОЧТИЛИ ОБРАЗ «СКОРОПОСЛУШНИЦЫ» В СЕЛЕ СВЕРДЛОВО


На высоком правом берегу Волги стоит старинное село Свердлово, старое название — Новое, издавна было крупным уездным селом (в XIX в. население превосходило тысячу человек) и центром Новинской волости Клинского уезда Московской губернии. Здесь проходила большая дорога на Корчеву, важное торговое значение имела пристань, часто в селе устраивались крупные ярмарки. По ведомости 1788 г., «вотчины графа Петра Борисовича Шереметева в селе Новом церковь во имя Воздвижения Креста Господня с приделом Иоанна Богослова, зданием деревянная, состоит в твёрдости, утварью не худа».
Каменная Крестовоздвиженская церковь сооружена на площади в середине села в конце XVIII в. тщанием прихожан на месте сгоревшей деревянной. В ней три престола: во имя Воздвижения Креста Господня, апостола Иоанна Богослова и великомученика Димитрия. Чудотворная икона —«Скоропослушница».
25 июня Русская Православная Церковь празднует память преподобной великой княгини Анны Кашинской, в связи с обретением её святых мощей и вторым прославлением. А для Крестовоздвиженской церкви это особенный день. Поэтому священнослужители Конаковского благочиния собрались в этот день на соборное Богослужение.  Возглавил службу благочинный церковного округа протоиерей Пётр Дубяго. В своей проповеди он напомнил прихожанам и гостям прихода историю монашеской Акатовской общины и почитание иконы Божией Матери «Скоропослушнице» в старинном селе.
В 30 годах XX столетия в простом селе Свердлово образовалась монашеская община. Перед революцией 1917 г., в маленьком посёлке Нудоль под Клином, открыли женский монастырь святого благоверного князя Александра Невского. Сейчас он восстановлен и называется Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь (деревня Акатово Клинского района Московской области). А когда начались революционные события, монастырь закрыли и монахинь разогнали. Большую часть из них посадили.
Монахинь выселили из Московской области, а так как село Свёрдлово перешло в Калининскую область, то последняя настоятельница Александро-Невского монастыря матушка Олимпиада, поселилась в селе Новое и пошла работать в колхоз. Вокруг матушки Олимпиады стали собираться её бывшие послушницы. Они списывались с ней, возвращались из лагерей и прописывались в селе. Образовалась община, которая доходила до 15 человек. Работали в колхозе. Крестовоздвиженский храм был святыней, намоленный и мучениками, и исповедниками, и святым праведным Иоанном Кронштадтским, который проплывал по Волге и посетил храм. На протяжении всего времени он ни разу не закрывался.
Когда монастырь открылся, туда была привезена написанная на Афоне икона «Скоропослушницы», довольно редкий для России список. Она стала главной, самой почитаемой иконой. После закрытия монастыря, всех из него в принудительном порядке выселили. Монахини стали собираться в селе Свёрдлово. Главной духовной задачей стало возвращение этой иконы. Они считали: «Мы вернём эту кону — и вокруг неё будет духовная жизнь». Это было ответственное задание, которое они сами возложили на себя.
Нашла икону послушница Марфа в одном из деревенских домов. Так как икона была большого размера, то её использовали в виде столешницы. Матушки выкупили икону. И вот зимой, на саночках, послушница Марфа, вечная ей память, привезла икону в дом села Свердлово.
Отдать икону в храм — это значило перестать быть её хозяевами. Поэтому монахини договорились с местным священником, что они будут дважды в год приносить икону в храм — 22 ноября, когда празднуется по общему календарю память «Скоропослушницы», и 25 июня, когда у них был местночтимый праздник принесения этой иконы из Афона в монастырь.
По окончании службы все посетили местное кладбище, на котором покоятся Акатовские подвижницы. Была отслужена панихида.
Праздник продолжился на территории храма за общей трапезой, как это раньше было у хранительниц чудотворной иконы. Пели духовные псалмы и читали стихи, составленные игуменьей Олимпиадой в ссылке. Дети воскресной школы подготовили концертное выступление.
_________________________________
Каменная Крестовоздвиженская церковь сооружена на площади в середине села в самом конце XVIII в. (в 1800 г.) тщанием прихожан — по местному преданию, на месте сгоревшей деревянной церкви. До 1825 г. в ней было два престола: в настоящей — во имя Воздвижения, а в правом приделе (холодном) — во имя апостола Иоанна Богослова (к 1827 г. освящён и левый придел — великомученика Димитрия).
Служили в церкви два священника, диакон, два дьячка и два пономаря. Приход (сведения 1842 г.) состоял из 412 дворов: 1424 мужчины и 1657 женщин. Церкви принадлежали: каменная лавка и две часовни, из которых одна — каменная, в ограде (построенная в 1814 г.) — служила для помещения ветхих икон, а другая — деревянная Успенская (в 5-ти верстах к северо-востоку), «неизвестно кем, когда и для чего построенная при сельце Плоском, дающая гoдoвого дохода 4 рубля с полтиною серебром». Отремонтированная («некоторые части оной поправлены, а некоторые совершенно сделаны новыми») в 1847 г. на собственное иждивение помещицы сельца Плоского Варвары Дмитриевны Карповой, Успенская часовня в конце XIX — начале ХХ вв. была либо перестроена, либо заменена на новую (так же деревянную). Её здание представляло собой шестигранный, сложенный из брусьев, перевязанных «в лапу», обшитый тёсом сруб. В 1978 г. часовня была перевезена в дер. Baxpомеево и перестроена до неузнаваемости под жильё.
В середине 1860-х гг. (селом в то время владел граф Димитрий Николаевич Шереметев) трапезная церкви ввиду «тесноты и невместительности» была существенно расширена, заново устроены приделы в ней. Стены расписаны в 1843 г., «возобновляемо было письмо» в 1873 г. Через десять лет выкрашена кровля на сводах церкви. Осенью 1884 г. приходским попечительством «начато устройство» новой белокаменной ограды в псевдорусском стиле, на юго-западном углу которой поставили новую каменную часовню во имя Александра Невского.
Из Крестовоздвиженской церкви совершались следующие крестные ходы: один раз в год — в Успенскую часовню; два раза в год — вокруг села (когда начат первый неизвестно, другой — после эпидемии холеры 1848 г.); один раз в год вокруг приходской деревни Терехово — по случаю пожара, бывшего в этой деревне в 1850 г. Кроме того, во все селения прихода (в память избавления от холеры) «ходы бывали по одному разу в год».
Крупные реставрационные работы проводились в храме и на рубеже XIX—XX вв. В 1913 г. в селе имелись: 215 дворов, волостное правление, квартира урядника, земское училище, лечебница, богадельня, почтово-телеграфное отделение, пожарная дружина, кредитное товарищество, казённая винная лавка, гостиница и две пристани для стоянки пароходов.
В документах начала 1920-х гг. село уже называется Свердлово (центр Свердловской волости, а затем и Свердловского сельсовета). Окрестные населённые пункты тоже были переименованы: на карте появились названия — Карл Маркс, Ленино, Зиновьево, Первомайск.
В 1930-е гг. село Свердлово вошло в состав Калининской области. В 1937 г. при образовании Иваньковского водохранилища село оказалось на самом берегу Волги. В первые годы войны церкви удалось выстоять по счастливой случайности. За 200 лет существования она закрывалась только на непродолжительное время (в 1960-х гг., по причине карантина, связанного с эпидемией ящура). В 1966 г. службы проводились по воскресным дням и в престольные праздники. В церкви хранилось несколько икон, привезённых из окрестных часовен (в деревнях Паника и Плоски).
По своей архитектуре храм представляет собой высокое четырехгранное сооружение, увенчанное пятиглавием. Колокольня, выстроенная в 1800 г. в стиле классицизма, имеет квадратные в плане ярусы, прорезанные большими арками звона и увенчанные круглым барабаном с главой. Крестовоздвиженский храм — это великолепный памятник, в архитектуре которого сочетаются приёмы, выработанные русским зодчеством XVII в. (композиция собственно храма) с элементами раннего классицизма (декор).

25.06.22
229