СЛЫШИМ ДУШОЮ «БЕЗМОЛВНУЮ ПРОПОВЕДЬ»
Накануне праздника — Дня России и дня Завидовского поселения в Досуговом центре деревни Мокшино состоялось открытие выставки «Безмолвная проповедь». Она посвящена 800-летию со дня рождения Александра Невского. Выставка рассказывает об уникальном собрании Новгородской иконы XIll — XVI веков. Дополнили выставку иконы Храмового комплекса села Завидово – иконы «Святой Александр Невский» и «Святитель Николай», а также священническое облачение, старинное Евангелие и крест.
В торжествах по поводу открытия выставки приняли участие духовенство Конаковского округа, Уполномоченный по правам человека в Тверском регионе Надежда Егорова, представители руководства Конаковского района и Завидовского поселения, руководители учебных заведений района и другие участники памятной встречи.
Со вступительным словом к собравшимся обратились благочинный Конаковского округа протоиерей Пётр Дубяго, глава Завидовского поселения Дмитрий Окороков, глава Конаковского района Олег Лобановский, уполномоченный по правам человека Надежда Егорова, представитель фонда выставки Александр Опалинский.
Выставка представлена в современном электронном сопровождении, что будет особенно интересно будущим посетителям — школьникам. Комментировал особенности написания икон отец Пётр:
— Как известно, слово «Икона» происходит от греческого «образ» — eikon и является не только названием вида православного, духовного искусства, но также и главным богословским термином в понимании Православия. Видимые предметы – это явленные образы (иконы) мира невидимого. Так, Иисус Христос есть видимый образ (икона) Бога невидимого. Поэтому изначальными иконами, центральными первообразами в христианстве были образы Христа и Богоматери, позже стали писать апостолов, святых, которые тоже явили в себе образ Христа. Икона не изображает человеческое существо в материальном, физическом его понимании, а являет преображенный благодатью образ святого.
Для понимания смысла выставки важно обратиться к истории иконописи. Организаторы в помощь посетителям предлагают информационное сопровождение проекта. Как известно, в период формирования древнерусского общества религиозное искусство православных русских было неотделимо от их веры в то, что все люди созданы по образу Бога и того, что образы святых на иконах свидетельство тому, что все люди достойны и способны обрести благодать божию.
Икона неотделима от богослужения. Отцы церкви ставили ее рядом с проповедью: Евангелие – проповедь посредством слова, икона и стенные росписи – посредством образа и цвета.
Люди в Средневековой Руси по иконам «читали» историю жизни Христа, Богоматери, святых, понимали их символический язык, знали, какому церковному празднику посвящен тот или иной образ. Икона всегда была главной святыней в доме, она защищала и направляла человека, помогала ему в выборе пути. Вся жизнь людей освящалась присутствием иконы. После рождения ребенка родители заказывали так называемую «крестильную мерную икону». Она писалась на доске в меру роста младенца в честь святого, имя которого получало дитя.
Во время венчания жених и невеста принимали благословление святыми иконами. С иконой провожали на войну и в дальнюю дорогу. Перед образами братались, давали слово, купцы заключали сделки. С этого света человека также провожали с иконой. В течение многих столетий на Руси она была единственным видом живописного искусства. Первыми центрами искусства, где иконопись получает свое развитие, в XI веке стали Киев и Новгород. Они переняли опыт греческих мастеров, копируя их произведения.
В середине XII столетия неформальной столицей и ведущим художественным центром Руси становится Владимир. Живописное искусство развивается и в других городах Владимиро-Суздальского княжества – Ярославле, Твери, Москве. Выдающимся представителем греческого искусства в Москве был переехавший туда из Новгорода в конце XIV века Феофан Грек. С историей московской художественной школы связано имя Андрея Рублева, а его знаменитая «Троица» является высочайшим достижением русского искусства в целом. Представленные на выставке иконы из собрания древнерусской живописи Новгородского музея-заповедника свидетельствуют об основных этапах развития и стилистическом своеобразии станковой живописи одного из крупнейших художественных центров Древней Руси.
Древнейший памятник музейного собрания – икона XI века «Апостолы Петр и Павел» из Софийского собора написана в классических традициях византийского искусства и по преданию была привезена Владимиром Мономахом из Корсуни. Еще одним памятником домонгольской живописи, который остался в Новгороде и в настоящее время находится в Софийском соборе, является икона «Богоматерь Знамение».
К числу лучших памятников живописи Новгорода XV века относятся и три иконы из церкви Успения Богородицы на Волотове – «Сретение», «Преображение» и «Воскрешение Лазаря». Сияющие краски, совершенство формы и технического исполнения произвели неизгладимое впечатление на всех участников открытия выставки.
В заключительном слове протоиерей Пётр подчеркнул, что в XVI столетии иконопись стала настоящим призванием новгородских мастеров, в этой области они достигли высочайших вершин и внесли выдающийся вклад в историю мировой культуры.
Отец Пётр также поблагодарил организаторов выставки, руководителей поселения. В свою очередь, глава Завидовский администрации Алексей Пляскин пригласил посетить эту выставку всех жителей Конаковского района — и детей, и взрослых, жителей и гостей Тверской области. Выставка продлится до 1 июля.
Такие совместные шаги к познанию прекрасного, соприкосновение с иконой обращают людей к духовности, дают возможность каждому задуматься о высоком, сближают в любви к Богу и миру.