Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
«Во владеньях инея и снега
Расцвели хрустальные сады.
К нам в окошко с праздничного неба
Льётся свет Рождественской Звезды.
В каждый терем, в каждую светёлку
Златокрылый ангел прилетел,
Он зажёг рождественскую ёлку
И на нас с улыбкой поглядел.
Снится нам в рождественский сочельник
Вереница праздничных чудес.
Сам Господь в чудесных облаченьях
К нам с тобой спускается с небес.
Возле ёлки снова торжество –
Рождество, Христово Рождество.
П. Синявски. «Рождество Христово».
Это величайшее и долгожданное событие, открывшее новую эру в истории человечества, произошло 2000 лет назад в небольшом иудейском городке Вифлееме. Расположенный в 8 километрах от Иерусалима, он лежит в окружении холмов, плодородных полей, садов и виноградников – настоящий оазис среди пустыни. Дева Мария и Иосиф пришли из родного Назарета в Вифлеем, чтобы принять участие в переписи населения.
Они не смогли найти места в гостинице и остановились за городом в вертепе (пещере), куда пастухи загоняли скот в плохую погоду. Здесь, среди разбросанного сена и соломы, в обстановке, лишённой не только земного величия, но даже обыкновенного удобства, пришёл в мир Богочеловек, Спаситель мира. Дева Мария без посторонней помощи родила Младенца, спеленала Его и положила в ясли. Как и было предсказано пророками, рождение Богомладенца не нарушило чистоты Богородицы, т.е. она осталась Девой. Потому христиане и стали называть Святую Божию Матерь Пречистой Девой или Приснодевой (присно-всегда).
В полуночное время Вифлеем и его окрестности были погружены в глубокий сон. Только в этой скромной пещере было оживление: Богоматерь и праведный Иосиф хлопотали около Новорожденного. Первыми гостями Божественного Младенца стали не цари и вельможи, а простые пастухи, которые пасли свои стада неподалёку от вертепа. Среди этой божественной ночной тишины им вдруг явился блистающий лучезарным светом Ангел Господень и сказал: «Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь! И вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях». (Лк. 2, 10-12). Сейчас же после этого явилось многочисленное воинство ангелов, певших ту дивную песнь, которую до сих пор все люди слушают с волнением: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2, 14). Обрадованные этой вестью, пастухи поспешили к заветной пещере, где и нашли лежащего в яслях Младенца-Господа. Благоговейно поклонились они Спасителю.
В это же время с дарами к Богомладенцу пришли волхвы с Востока. Под славянским словом «волхвы» в данном случае понимаются не кудесники и волшебники, которых христианство отвергает. Это были мудрецы и учёные, которые обладали огромными знаниями и пользовались большим уважением. Воссиявшая на небе в далёких восточных пределах чудесная Вифлеемская звезда указала им путь к пещере. Проделав многодневное и небезопасное путешествие, волхвы поднесли Младенцу Христу свои дары – золото, ладан и смирну. В этих дарах восточных мудрецов символически выразились три ипостаси, соединённые во Христе. Золото они принесли как дань Царскому достоинству; ладан, используемый в богослужениях, означал признание Его Божества. Смирна, которой помазывали умерших при погребении, указывала на человеческую сущность Спасителя и грядущую жертву искупления Христа – этим благовонным составом были помазаны Его ноги перед Распятием, а после смерти на Кресте умащено Его тело.
«Волхвы пришли. Младенец крепко спал.
Звезда светила ярко с небосвода.
Холодный ветер снег в сугроб сгребал.
Шуршал песок. Костёр трещал у входа.
Дым шёл свечой. Огонь вился крючком.
И тени становились то короче,
То вдруг длинней. Никто не знал кругом,
Что жизни счёт начнётся с этой ночи.
Волхвы пришли. Младенец крепко спал.
Крутые своды ясли окружали.
Кружился снег. Клубился белый пар.
Лежал Младенец, и дары лежали».
Иосиф Бродский.
Дары, которые принесли волхвы Младенцу Иисусу, бережно сохранила Божия Матерь и перед Своим Успением предала их Иерусалимской Церкви. В настоящее время Дары Волхвов благоговейно хранятся в афонском монастыре св. Павла. Святыни эти сильно благоухают, от них происходит множество чудесных исцелений.
Как известно, дню празднования Рождества Христова предшествует долгий сорокадневный пост. Заключительный вечер Рождественского поста (6 января) называется навечерие Рождества Христова или Рождественский сочельник. Церковный устав предписывает в этот день особенно строгое воздержание, есть разрешается только сочиво – разваренные зёрна пшеницы или риса.
Второй день праздника Рождества Христова (8 января) посвящается прославлению Матери Христа Спасителя, Пресвятой Девы Марии. Этот день называется Собором Её.
Следующие за Рождеством дни до Крещения Господня 19 января называются святочными или святками. В святочные дни люди стараются поделиться своей радостью друг с другом: ходят в гости, обмениваются подарками. Святки также всегда были тем временем, когда принято совершать как можно больше дел милосердия – раздавать милостыню, помогать бедным и больным, навещать престарелых родственников.
Великий праздник Рождества Христова с его торжественными богослужениями в храмах, с рождественской ёлкой, подарками и народными гуляниями наполняет наши души любовью и умиротворением, пробуждает в нас самые светлые и добрые чувства, дарит особое ощущение чуда, сердечного трепета и сбывшихся надежд.
7 января в Храме Вознесения Господня в д. Тешилово прошло праздничное Богослужение. Под пение колядок детям были вручены подарки.
СЧАСТЛИВОГО РОЖДЕСТВА!