К Дню защиты детей в Завидовском музее открылась выставка «Игры и игрушки во все времена»
Именно детские игры во многом определяют то, кем человек станет впоследствии. Очень ценны, поучительны и даже необычны исторические и психологические наблюдения об играх русских императоров.
В разделе «Петровская эпоха» настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы протоиерей Пётр Дубяго рассказал посетителям школьного лагеря о детстве Петра I. Мальчиков готовили к военной карьере и к управлению государством, развивали ловкость и выносливость, прививали навыки верховой езды и строительства крепостей. Игрушки с ярко выраженным политическим контекстом формировали идеологическую направленность. У мальчиков были лошадки-качалки, луки и стрелы, каски и доспехи, винтовки, сабельки, солдатики, маленькие пушки, предметы для спортивных игр.
В императорских семьях со времен Петра I сложилась традиция дарить годовалому мальчику деревянного коня. В более старшем возрасте Пётр любил играть в шашки и шахматы.
Царские дети получали игрушки-развлечения только в праздники. В остальное время они, играя, занимались изучением языков, географии, царских династий и т.п. с помощью различных картонных наборов.
С развитием науки совершенствуется и подбор игрушек для будущих императоров. Во дворце появляются технические новинки. Например, шестнадцатилетний Александр III в 1861 г. «занимался пусканием в ход маленькой модели паровой машины».
Для крестьянских детей наиболее распространенными были игры в лошадки, горелки, скакалки, чехарду, палочку-выручалочку, шары, бабки, игры в разбойники, в солдаты, в цари, в птички и куколки из травы, сена и ткани. Почти все эти игры дают материал для разнообразных движений, развития сообразительности и фантазии.
В первые годы страны советов появилась так называемая артельная игрушка, т.к. в начале тридцатых годов оживают артели. Основная роль игрушки развивать умения и навыки, формировать уважение к рабочей профессии и защите Родины.
Появляются текстильные куклы, конечности которых были подвижными и мягкими, набивные мишки и зайцы.
В завершении музейной экспозиции дети посмотрели диафильмы, послушали детские пластинки с песнями и сказками.