Музей истории Храмового комплекса села Завидово


МУЗЕЙ  ИСТОРИИ ХРАМОВОГО КОМПЛЕКСА СЕЛА ЗАВИДОВО

БОЛЬШОЙ ЗАЛ

Первый раздел. XIV –  XVII века

В XIV – XV вв. земли старинного села Завидово входили в состав Великого Тверского княжества.

В витрине представлены подлинные русские серебряные монеты, монеты из Золотой Орды, а также муляжи фрагментов керамических сосудов.

После присоединения в 1485 году Тверского княжества к Московскому княжеству все тверские земли были подробно переписаны в писцовые книги.

Во фрагменте одной из таких книг за 1623 -1624 гг.  есть сведения о церквях села, это одно из самых ранних письменных упоминаний о селе Завидово.

Время царя Иоанна Грозного – это новая страница в истории села Завидово. После убийства своего сына в 1582 году царь Иоанн Грозный передает село в качестве поминального вклада Московскому Архангельскому собору.

Испокон веков село Завидово стояло у тракта, по которому проезжали многочисленные путешественники, государственные чиновники, купцы.

В 1599 – 1615 гг. село Завидово принадлежало настоятелю Архангельского собора Московского кремля епископу Арсению Элассонскому.

В 1656 году село Завидово посетил крупный российский исторический деятель – патриарх Никон. Патриарх Никон отстаивал идею главенства церковной власти над светской властью, вызывая недовольство царя Алексея Михайловича.

Здесь же мы можем увидеть предметы для богослужения личные предметы, которые были у каждого православного христианина (кресты нагрудные и крест напрестольный XVI – XVII вв.).

Второй раздел. XVII – XIX века

Эпоха правления Петра, связанная с многочисленными реформами, принесла изменения в жизнь села Завидово. Император повелел устроить между Москвой и Петербургом «перспективную дорогу».

Жители села, расположенного как раз на тракте, оказались вовлеченными в ямской промысел. Ближайший к селу Завидово ям находился в городе Клин. Императрица Екатерина II  в 1767 году, направляясь в Тверь, останавливалась в Завидово на короткий отдых.

Село Завидово описал в книге «Путешествие из Петербурга в Москву» русский писатель и просветитель Александр Николаевич Радищев.

Церковь Святой Троицы  строилась в 1787-1880 гг.

Первоначально храм был посвящен архангелу Михаилу. В конце 1880-х годов переименован в Троицкий.

С историей храмового комплекса села Завидово неразрывно связано имя его прихожанина, Аксакова Василия Николаевича. Он родился в конце XVIII века. Происходил из древнего дворянского рода. Дожил до конца XIX века и был похоронен на кладбище при храмовом комплексе.

Третий раздел. XIX – XX века.

В феврале 1826 года через село Завидово проследовала траурная процессия с останками скончавшегося в Таганроге императора Александра I. На ночь императорский гроб поместили под сенью  в алтаре придела архангела Михаила церкви Успения Божьей Матери. Она и поныне в этом храме.

В середине XIX века село Завидово принадлежало императорской фамилии, и его жители назывались «государственными крестьянами». Жило тогда в Завидово 699 душ мужского пола, 859 – женского. Стояло две церкви на 244 двора. В селе располагалось волостное и сельское правления, каждую субботу проходила ярмарка.

Одна из древних легенд села Завидово – поклонный крест. По преданию крест поставлен в память о чудесном исцелении расслабленного юноши, совершенного преподобным Сергием Радонежским, проезжавшим в Тверь в 1382 г. По другой версии, крест поставлен в 1610 – 1615 гг. на месте гибели жителей села Завидово от рук польских интервентов.

Являясь самым крупным населенным пунктом Завидовской волости, село Завидово в конце XIX века  было центром благочиния. В него входили села: Завидово, Воскресенское, «что на Шоше», Новое, «что на Волге», Горбасьево, Захарово, Березино, Бирево, Спасское, «что в Заулках», погост Тешиловский

Раздел четвертый. 1917 – 1941 годы.

С новой властью после 1917 года в жизнь храмового комплекса села Завидово пришли большие перемены.

Коллекция документов 1920-1930-х гг. рассказывает о сложных взаимоотношениях общины верующих села Завидово с новой властью.

В 1920-х гг. были сброшены колокола с колокольни и увезены на переплавку. В середине 1930-х гг. снесена и сама надвратная колокольня. Кирпич после ее разрушения использовался для надстройки Басонной фабрики, так в 1930-х г. называлась бывшая фабрика Бакерина.

Одна из трагических страниц летописи Завидовского храмового комплекс повествует  о трагических судьбах новомучеников Николая Дмитрова и Григория Раевского. Оба – выпускники Московской Духовной Семинарии, были за веру арестованы, в 1937 году расстреляны. В 2000 году причислены к лику святых.

В 1919 -1920 гг. завидовскую церковь посещал епископ Дмитровский, викарий Московской епархии Серафим (Звездинский). В церкви Успения Пресвятой Богородицы он служил Божественную литургию и выступал с проповедью. Новомученик Серафим (Звездинский) был арестован органами НКВД, прошел ссылку и изгнание. Расстрелян в 1937 году по обвинению в «контрреволюционной деятельности».

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ  ВОЙНА

30 сентября 1941 года начались ожесточенные бои за Москву. На территории завидовского района действовали истребительные батальоны и партизанские отряды. Район был оккупирован немецкими войсками 16 ноября, освобожден 14 декабря 1941 года. Боевые действия войск Калининского фронта являлись частью битвы под Москвой. Отсюда началось контрнаступление на Московском направлении.

«Участок дороги Завидово-Спас-Заулок походил на одну сплошную колонну: машины, повозки, кухни, автомобили медсанбата и госпиталей, толпы раненых тянулись в сторону Клина, а от Москвы по обочинам подходила кавалерия». (Из статьи Л. Абалихина «Это было в 1941-ом».

Раздел пятый. 1950 -1990 годы

В первой половине 1950-х годов община верующих обратилась к Н. С. Хрущеву с просьбой разрешить открыть Завидовскую церковь.

Осенью 1955 года завидовский райисполком зарегистрировал членов церковной двадцатки и священника церкви Успения Пресвятой Богородицы Михаила Егоровского.

Комиссия освидетельствовала состояние храма: «с крестов от времени сошла вся бронза и они покрыты коррозией, купола и барабаны нуждаются в срочной окраске…”.

Особенно плачевным было состояние Троицкого храма, в нем работал цех Завидовской фабрики елочных игрушек. в 1995 году здание фабрики было передано общине Успенского прихода.

С 1960 по 1973 год священником Успенской церкви был Николай Васечко.

Дважды, в 1973-м и в 1981-1983 годах, комиссии различного уровня принимали постановления о признании храмов села Завидово памятниками архитектуры местного значения.

Раздел шестой. 1978 -1988 годы.  МИТРОПОЛИТ АЛЕКСИЙ

Виктор Александрович был человеком широких интересов.  Как и многие верующие в 1930-е годы Виктор Коноплев подвергался репрессиям  за свою «принадлежность к служащим религиозного культа». С 1930-го по 1933 год он отбывал срок заключения в Свирском лагере ОГПУ.

Виктор Коноплев принимал участие в Великой Отечественной войне. За проявленное им отличие в боях он награжден государственными наградами, а также с него была снята судимость.

В музее представлены документы и фотографии, рассказывающие о рукоположении Виктора Коноплева в диакона, а потом – в священника.

Фотографическая летопись запечатлела многолетнее архипастырское служение Алексия на Тульской, Рижской, Краснодарской и Тверской кафедрах.

Раздел седьмой. 2003 – 2004 годы.

Новейшая  история храмового комплекса села Завидово.

В июне 2004 года Патриарх Алексий II  посетил храмовый комплекс. Его Святейшество совершил благодарственный молебен в восстановленном Свято-Троицком храме и литию на могиле митрополита Алексия Калининского и Кашинского, погребенного на территории комплекса.

При храмовом комплексе действует воскресная школа, где дети изучают Закон Божий, Священное Писание и историю христианства.

МАЛЫЙ ЗАЛ

Подиум с облачениями священнослужителей XVIII-XIX веков..

Подиум с предметами церковной утвари XVIII – XIX веков.

Макет храмового комплекса Села Завидово начала XX века.

 

 

 

 


25.06.19
141