В ПЕТРОВ ПОСТ В ХРАМОВОМ КОМПЛЕКСЕ СЕЛА ЗАВИДОВО ПРОВЕЛИ С ПРИХОЖАНАМИ ЦИКЛ БЕСЕД
Пост, прежде всего, время для молитв и раздумий. Петров пост не такой длительный, как Великий пост, но, тем не менее, он даёт нам повод задуматься о смысле жизни и о жизни вечной.
В помощь прихожанам воскресной школы для взрослых при Успенской церкви села Завидово в период поста был подготовлен цикл бесед, которые провёл настоятель Успенской церкви протоиерей Пётр Дубяго:
• Святой Пётр (Симон);
• Святой Павел (Савл);
• Апостолы Пётр и Павел;
• Апостолы Пётр и Павел: два непохожих пути к Иисусу.
Прославляя святых апостолов Петра и Павла в один день, Церковь напоминает нам о разнообразии человеческих характеров и путей, ведущих к Богу. День памяти апостолов Петра и Павла — 12 июля.
Святой Пётр (Симон)
Симон, позднее прозванный Петром, как и его брат, Андрей, был простым галилейским рыбаком. Столичные жители относились к галилеянам свысока, как к провинциалам. Те даже говорили с заметным акцентом, по которому Петра однажды опознали во дворе первосвященника. А рыбак — самая простая и непритязательная профессия. Ловили рыбу на Галилейском озере в основном ночью. В общем, жизнь галилейских рыбаков была не слишком завидной, и, может быть, именно поэтому братья Симон и Андрей, едва заслышав приглашение странствующего Проповедника: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков», сразу послушались Его. И так стали первыми призванными апостолами.
Святой Павел, точнее, Савл, напротив, был из тогдашней элиты. Родился он в эллинистическом городе Тарсе, столице провинции Киликия, был из колена Вениаминова, как и царь Саул, в честь которого его назвали. Одновременно по рождению он был римским гражданином — редкая для провинциалов привилегия, дававшая ему множество особых прав. Paulus, то есть «малый», это римское имя — вероятно, после обращения в христианство он стал использовать его вместо прежнего имени Савл. Образование он получил в Иерусалиме, у авторитетнейшего богослова того времени Гамалиила. Савл принадлежал к числу фарисеев — ревнителей Закона, стремившихся в точности исполнить все его требования и все «предания старцев». Хотя Христос обличал фарисеев, но мы знаем несколько примеров, так что Савл-Павел был в этом не одинок.
Апостолы Пётр и Павел
В характере у Симона и Савла было немало общего. Выучившись у Гамалиила, Павел не просто погрузился в толкование Моисеева Закона. Нет, ему надо было применять этот Закон на практике — а самой подходящей областью применения ему показалась борьба с недавно возникшей «ересью», сторонники которой рассказывали о некоем воскресшем Иисусе и о том, что вера в Него куда важнее дел Закона! Такого Савл снести не мог. Когда за подобную проповедь побивали камнями диакона Стефана, он всего лишь сторожил одежду побивающих, но скоро юноша сам выступил в путь, чтобы покарать неверных в Дамаске. Именно на этом пути произойдет встреча, навсегда изменившая его жизнь.
Симон, он такой же пламенный и нетерпеливый. Христос приказывает ему, ещё рыбаку, а не апостолу, заново закинуть сети после безуспешного ночного лова — и он повинуется, а когда сеть приносит необычайный улов, говорит Учителю: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк. 5: 8). Настолько остро ощущал он своё недостоинство и свою нечистоту, а позднее, увидев Спасителя идущим по воде, он, наоборот, немедленно просит: «…Повели мне придти к Тебе по воде» (Мф. 14: 28). Потом он усомнился и начал тонуть. Когда рядом с Симоном происходит чудо, он немедленно должен отреагировать на него. И не случайно именно он без колебаний произносит своё вероисповедание, ещё задолго до Воскресения Христова: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16: 16). Пётр не сомневается, и в ответ на эти слова Христос и называет его камнем, на котором Он созиждет Свою Церковь. Арамейское и греческое слова для обозначения скалы, соответственно Кифа и Пётр, становятся новыми именами Симона.
Апостолы Пётр и Павел: два непохожих пути к Иисусу
Обоих апостолов называют первоверховными, но первенство у них совсем не одинаковое. Пётр был одним из ближайших учеников Христа при Его земной жизни, а Павел вообще не имел никакого отношения к евангельским событиям. Он начал проповедовать намного позднее, и даже не был в роли одного из двенадцати апостолов. Но мы можем сравнить две эти судьбы.
В жизни каждого из них был переломный момент, сделавший их тем, кем они стали. Савлу явился по дороге в Дамаск Воскресший Христос и спросил его: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (Деян. 9: 4). С этого момента в его жизни изменилось всё — его собственной эта жизнь уже не была, она была посвящена проповеди Того, Кого он прежде гнал.
А для Петра таким моментом стало, наоборот, отречение. Накануне распятия он обещал Христу, что и под страхом смерти не оставит Его, но Христос ответил: «…В эту ночь, прежде нежели пропоёт петух, трижды отречёшься от Меня» (Мф. 26: 34). Может быть, если бы к нему тут же приступили палачи, он мужественно пошёл бы на казнь, но впереди была долгая ночь, полная страхов и неизвестности. Пётр как-то незаметно отрёкся от Христа, сам того не заметив — вплоть до самого петушиного крика. На собственном примере первый из апостолов увидел, как легко можно стать последним. И только после покаянных слёз Петра прозвучали обращённые к нему слова Спасителя: «…Паси овец Моих» (Ин. 21: 17).
А что за эту любовь придётся платить и Пётр, и Павел прекрасно знали. Оба были казнены в Риме в шестидесятые годы от Р. Х., прежде, чем была закончена последняя книга Нового Завета.
Об их проповеди рассказывает книга Деяний.
Вообще, различий между ними довольно много. Например, Пётр ещё до встречи со Христом был женат, а Павел решил всегда оставаться холостым, чтобы семейные дела не мешали его главному призванию. О Петре сам Павел говорил, что жена была его спутницей (см. 1 Кор. 9: 5), значит, семейная жизнь не обязательно должна быть помехой миссионерству.
Слова их проповеди никогда не расходились с делами. Они стремились не только в учении, но и в повседневной жизни быть образцом для всех. Святым апостолам в их миссионерских трудах всегда незримо, но действенно сопутствовала благодатная помощь Божия.
Для Завидовских храмов апостолы Пётр и Павел являются одними из покровителей, так как в Троицкой и Успенской церквях в местном ряду иконостаса находятся их иконы. В оформлении наружной росписи летней церкви тоже присутствуют апостолы. Для села это был один из главных праздничных дней.
06.07.22
201