Как в XIX веке встретили открытие в России самой длинной железной дороги
13 ноября 1851 года была открыта Николаевская железная дорога (Октябрьская — после революции). Средняя скорость движения составляла рекордные для того времени… 29,6 км/ч.
В 1851 году в России было всего лишь три железные дороги — Варшаво-Венская, Царскосельская и Санкт-Петербург-Московская — общей протяженностью около 1000 верст. Например, в 1850 году общая протяженность железных дорог Северных Американских штатов составляла свыше 15 тысяч километров. Подобный уровень развития сети железных дорог не давал возможность использовать железные дороги в военных целях. Оборонная мощь страны сильно снижалась. Крымская война 1853–1856 годов это наглядно показала.
Поэтому в то время это была самая длинная в мире железная дорога из двух путей. Расстояние между Петербургом и Москвой первый поезд преодолел за 21 час 45 минут. А путь верхом или в карете по разбитым трактам занимал тогда от шести до десяти дней! Казалось, стали доступны невероятные скорость и комфорт. Однако не все приняли нововведение. Главный либерал того времени Александр Герцен написал, что железная дорога России не нужна, разве лишь для того, чтобы в Москве на пару дней раньше узнавали, какие еще книги запрещены.
Нового способа передвижения опасались. Нередки были катастрофы и пожары на деревянных мостах. Князь Александр Меншиков, говорят, шутил: «Если граф Клейнмихель вызовет меня на дуэль, я не стану драться на пистолетах. Я предложу ему сесть в вагон и прокатиться вместе до Москвы. А там посмотрим, кого убьет!».
По одним сведениям, первыми пассажирами были арестанты — якобы на них испытали безопасность поездки, по другим, первыми тестировали дорогу военные — кавалерийские гвардейские полки и дивизион артиллерии. Вторая версия более правдоподобна, так как дорога имела не только важное торговое и административное, но и военное значение.
Военные и товарные поезда ходили уже с августа, а 13 ноября дорога была открыта официально для всех пассажиров. Проезд любым классом (цена от 7 до 19 рублей) обходился намного дешевле дилижансов (95 рублей за место). Кроме того, людей разрешено было перевозить в товарных вагонах и даже на открытых платформах, такая поездка «с ветерком» обходилась всего в три рубля. Кстати, туалетные комнаты в вагонах появились лишь двенадцать лет спустя. Но только не в императорском салоне. В его уборных сразу были установлены серебряные умывальники, а в перечне предметов для поезда по традиции числились «белые с позолотой ночные фарфоровые сосуды».
В советское время дорога многократно перестраивалась, паровозы сменили тепло- и электровозы, в 1931 году первый «фирменный» поезд «Красная стрела» преодолевал путь меж двух столиц уже за десять часов. В конце минувшего века магистраль Петербург — Москва подверглась коренной реконструкции, фактически была построена новая железная дорога. Теперь здесь успешно эксплуатируются поезда, которые могут развивать скорость до 300 км/ч. Время в пути сократилось до 4–5 часов.
Заметим, в некоторых местах ансамбли станций сохранились не полностью, потому что непременным атрибутом станционного комплекса в ту пору была и церковь. В конце 1970 годов был доломан храм Александра Невского при тверском вокзале. В то же в Любани храм был восстановлен. Сейчас он служит памятником-усыпальницей инженеру Мельникову — одному из создателей Николаевской железной дороги.